Как сделать старость в радость

Русский бизнес
РЫНОК УСЛУГ
«Эксперт» №26 (993) 25 июня 2016
Генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев считает, что сегодня самое главное для динамично развивающегося рынка гериатрических услуг — разработать и установить современные стандарты качества оказания помощи пожилым людям
Как сделать старость в радость

Всякий, кто обращается к теме старения, сталкивается с пугающими цифрами: в ближайшие тридцать лет количество людей старше 65 лет в мире удвоится, и Россия не исключение. При этом не все из них смогут оставаться самостоятельными.

Большинство из нас пугает одна только мысль о домах престарелых: мрачных заведениях сродни тюрьме и отделению для безнадежно больных, где одинокие и никому не нужные старики тоскливо доживают свой век в четырех облупившихся стенах. Однако ситуация постепенно начинает меняться. Прежде всего, к этой проблеме подключился частный бизнес: количество мест в частных домах престарелых растет на 30−35% в год, хотя большинство новых мест в них, прямо скажем, пока далеки от современных стандартов жизни.

Тем не менее на рынке возникают компании, которые предлагают пожилым людям принципиально иной, современный уровень обслуживания: инвестируют большие деньги в создание домов престарелых по образцу развитых стран и в качество предоставляемых старикам услуг, чтобы они могли жить полноценной жизнью в меру своих физических и эмоциональных возможностей.

Один из инициаторов создания социального бизнеса и крупнейший игрок на этом рынке — компания Senior Group. С ее генеральным директором Алексеем Сидневым «Эксперт» говорит о новой концепции услуг для пожилых, о различиях российского и зарубежного рынков, о внедрении новых стандартов ухода и о частно-государственном партнерстве.

 — Почему в России становится актуальным заниматься бизнесом, связанным с уходом за пожилыми людьми?

 — Я вижу три причины. Первая — увеличивается количество нуждающихся в помощи людей, а государство с этим не справляется. И если семья способна заплатить за помощь сама, она обращается в частный сектор.

Вторая — изменение реалий и сознания. Если раньше отдать родственника в дом престарелых было табу, то сейчас все больше людей понимают, что современные учреждения не имеют ничего общего с домом престарелых в нашем традиционном понимании этого термина, и стремятся повысить качество жизни своих родственников.

А третья причина — свободный рынок: нет особых барьеров для входа, и все больше компаний предлагают свои услуги. Это бизнес, который можно начать с небольшим капиталом. Другое дело, что, если вы хотите оказывать качественные услуги, потребуется много вложений.

— Существует стереотип, когда человек воспринимает себя плохим сыном или плохой дочерью, отдавая своих родителей в дом престарелых. Каким образом компании удается это преодолевать?

— Мы стараемся не использовать набившее оскомину словосочетание «дом престарелых». Мы называем это резиденцией для пожилых, пансионом для пожилых, центром гериатрического ухода — по-разному. Новое название соответствует и новому наполнению. Второе — все больше и больше людей пользуются нашими услугами и работает сарафанное радио. Ну и третье: мы открыты информационно — для родственников (двадцать четыре часа в сутки), для журналистов, блогеров. Мы много о себе рассказываем, делимся цифрами, в том числе с конкурентами. Устанавливаем