Китайцам готовят дальневосточную гиперпетлю

Русский бизнес
Транспорт
«Эксперт» №26 (993) 25 июня 2016
Смелый проект строительства сверхскоростной трассы на основе магнитной левитации, которая должна соединить северо-восток Китая с нашим портом Зарубино, может быть экономически оправдан только при наличии значительного грузопотока на этом маршруте, которого пока нет
Китайцам готовят дальневосточную гиперпетлю

Американская компания Hyperloop One, работающая над футуристическим проектом сверхскоростного вакуумного поезда, предложила реализовать его в России. Более того, в ходе встречи Владимира Путина с председателем совета директоров Hyperloop One Шервином Пишеваром стало известно, что российский президент не только одобрил эту инициативу, но и пообещал ей всяческую поддержку. Как заявил глава Минтранса Максим Соколов, первый участок сверхскоростной транспортной системы Hyperloop длиной 70 км может быть построен на Дальнем Востоке. Предполагается, что он станет частью создающегося сейчас транспортного коридора «Приморье-2» и свяжет российский порт Зарубино с промышленными районами китайской провинции Цзилинь. «Наши коллеги утверждают, что инфраструктура для новой магистрали будет дешевле железнодорожной. Иными словами, можно говорить о сумме в пределах тридцати-сорока миллиардов рублей», — заявил Соколов. Правда, средств на это ни в бюджете нынешнего года, ни в бюджете года следующего не предусмотрено. Поэтому наши транспортные власти не скрывают, что едва ли не весь расчет делается на то, что значительную часть средств для строительства новой магистрали выделят китайцы. «Инвесторы из КНР могут принять участие в этом проекте, так как непосредственно в их нитях управления находятся все риски по трафику и обеспечению грузовой базы для данной финансовой модели», — подчеркнул министр транспорта РФ. По его словам, этот вопрос уже обсуждался с гендиректором Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кириллом Дмитриевым, который активно взаимодействует с китайскими инвесторами. Прежде всего речь идет о фонде «Шелковый путь», который владеет в России 9,9% акций проекта «Ямал-СПГ» и рассматривается как главный инвестор в дальневосточную трассу Hyperloop. Кроме того, на эту роль вполне может претендовать и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный РФПИ совместно с Китайской инвестиционной корпорацией. Капитал РКИФ составляет сейчас почти 2 млрд долларов, причем 70% этих средств, согласно инвестиционной декларации фонда, должно быть вложено на территории России. Как сообщил Максим Соколов, предварительное технико-экономическое обоснование нового проекта будет подготовлено и представлено китайским партнерам к Восточному экономическому форуму, который пройдет в начале сентября этого года во Владивостоке. Именно тогда и станет понятно, будут ли китайцы вкладываться в новую трассу. Заметим, что сам РФПИ, по данным агентства «РИА Новости», уже стал соинвестором Hyperloop в России. Если это так, то шансы на успешный старт проекта на Дальнем Востоке действительно велики. Но смогут ли американские инженеры воплотить свои технологические замыслы в реально действующую сверхскоростную магистраль? И удастся ли такую систему вообще когда-нибудь окупить?

Быстрее самолета

Исполнительный директор Hyperloop One Роб Ллойд твердо уверен, что идею вакуумного поезда можно реализовать на практике в США уже в 2021 году. Такой оптимизм больше всего смахивает на обыкно