Российский транспорт движется к консолидации

Рейтинг
РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
«Эксперт» №26 (993) 25 июня 2016
Транспортные компании России потеряли часть доходов от сокращения импортных поставок, но получили перспективу больше зарабатывать на экспорте и транзите грузов. Отрасль при этом продолжает укрупняться: малый бизнес уходит из нее вследствие снижения доходности и жесткого госрегулирования
Российский транспорт движется к консолидации

Почти все ключевые сегменты транспортного рынка за первые месяцы нового года выросли пусть незначительно, но все же больше среднегодовых показателей 2015-года, который оказался отчасти болезненным, отчасти благоприятным для отрасли в целом. По данным Росстата, грузооборот в прошлом году подрос на 0,6% и составил 5 трлн 89 млрд тонно-километров, что, впрочем, на 11% ниже даже показателей 1991 года. При этом объем перевезенных грузов снизился с 8,5 млн тонн в 2012 году до 7,5 млн тонн в 2015-м. Помимо общего замедления экономики на рынке грузоперевозок в прошлом году существенно сказалось сокращение внешней торговли со странами Евросоюза (на 35%). Удержаться на плаву многим перевозчикам удалось за счет увеличения экспорта сырьевых товаров из России и торгового оборота со странами Азии. Произошло перераспределение товарных потоков по видам транспорта: значительная часть грузов переместилась с автомобилей на железную дорогу, самолеты и корабли. Поэтому, например, водный транспорт показал рекордный по сравнению с другими рост объемов перевозки — 15%, а оборот грузовых авиаперевозок увеличился на 7%. Все рыночные трудности, а также издержки госрегулирования привели к активизации начавшегося год-два назад тренда — консолидации транспортных рынков.

 

Стоп-машина

 

Автомобильные грузоперевозки — самый востребованный вид доставки грузов: до 79% всех грузов перевозится на автомобилях. Именно поэтому грузооборот на автотранспорте в прошлом году снизился больше всего (–7%) из-за общего замедления экономики, сокращения торговли с Европой, в том числе по причине взаимных санкций, и снижения оборотов строительного рынка, который прежде занимал существенную долю в автоперевозках. Автотранспорт, впрочем, как и другие виды транспорта, поддержал выросший экспорт сырья и товаров. Однако из-за большего по сравнению с железными дорогами роста тарифов автотранспортникам пришлось уступить железнодорожникам часть импортного потока и выросшего транзита с Запада в страны АТР.

Пожалуй, главным потрясением для рынка в этом году стали приграничные скандалы с остановкой грузов на украинской и польской границах. Эти страны являются транзитными для владельцев подвижного состава, зарегистрированного в России, за эти транзитные потоки российские и европейские дальнобойщики традиционно конкурируют. И соперничество ожидаемо усилилось со снижением на 35% объемов внешней торговли России с Евросоюзом, причем российские дальнобойщики преуспели в нем больше благодаря ужесточению российских правил перевозки грузов из третьих стран.

Кроме того, западные производители все чаще направляли свои товары в обход Польши, грузили их напрямую в российские фуры с портовых причалов и вокзалов или оформляли заказы на границе с другими странами. В итоге в первой половине 2015 года на российско-венгерском рынке доля российских автоперевозчиков возросла до 19%, на российско-словацком и российско-грузинском рынках рост числа выданных разрешений на транзит составил 45 и 80% соответственно. Отечественные ком