Где выучиться на Ли Якокку?

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Эксперт» №28-29 (995) 18 июля 2016
Ландшафт управленческого образования в России претерпевает масштабные изменения под влиянием реконфигурации спроса

Пермская инновационная компания Macroscop (производит оборудование для видеосистем наблюдения) создала программный продукт, который, как выяснилось в процессе эксплуатации, не нашел спроса у потребителя. И об этом провале компания открыто поведала профессиональному сообществу. Лет пять-десять назад такой поступок маркетологи расценили бы как глупость. Сегодня это оригинальный маркетинговый ход. «Статья, которую мы поместили на профессиональной площадке, собрала десять тысяч просмотров, меня попросили выступить с серией мастер-классов», — подводит итог публичного признания директор Macroscop Артем Разумков.

Потребность в менеджерах, способных мыслить нестандартно, сегодня чрезвычайно высока. Выезжать только на чутье и интуиции, как в девяностые годы, уже не получается. Нужны конкретные знания и компетенции, которые современные управленцы ищут в бизнес-школах. И если еще десять лет назад бизнес-образование зачастую было данью моде, неким аксессуаром руководства уважающей себя фирмы, то теперь спрос на деловой образовательный продукт становится все более сфокусированным и весьма требовательным.

Аналитический центр и журнал «Эксперт» задались вопросом: а каков объем и характер предложения образовательных услуг в сфере менеджмента в России? Изначально возник соблазн сделать классический ренкинг, но мы от этой идеи отказались. Во-первых, таких продуктов на рынке уже достаточно; во-вторых, хотелось не померить участников друг с другом, а систематизировать предложения образовательных программ по всей стране. Так родился проект «Карта управленческого образования в России». Его цель — представить крупнейшие в стране структуры, оказывающие услуги в сфере управленческого образования, показать их специализацию и на этой основе выявить актуальные тренды развития рынка.

Ландшафт профессионального образования в области менеджмента разнообразен. Чтобы систематизировать компоненты рынка управленческого образования, мы решили рассматривать их в разрезе основных типов программ: менеджериальные академические программы уровней бакалавриата и магистратуры, практико-ориентированные программы, в том числе международного стандарта (MBA, EMBA, DBA), программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также семинары и тренинги (см. Что и как мы считали). Предметом нашего интереса стали исторические, ценовые, качественные характеристики компонентов, и конечно, нам было интересно посмотреть, как каждый компонент переживает общий экономический спад.

 

Страны и континенты

 

Итак, базовые академические программы. С 2011 года высшее образование в России представлено двумя уровнями: бакалавриатом (средний период обучения — четыре года) и магистратурой (два года). Набор на бакалаврские и магистерские программы подготовки по направлениям, связанным с менеджментом, ведется как в государственных, так и частных вузах страны. Итогом обучения становится документ о высшем образовании — диплом.

Основной спрос на программы бакалавриата предъявляют выпускники школ, в то вр

  • Потребитель образовательных программ становится более взыскательным и чувствительным к соотношению «цена–качество»
  • Наблюдается стагнация набора на бакалаврские менеджериальные программы, в то время как в сегменте магистерских программ фиксируется рост, в основном за счет платного приема
  • Формируется новая тенденция переключения спроса с программ MBA на программы прикладной магистратуры по менеджменту
  • Возникает спрос на программы международного образовательного стандарта EMBA и DBА. Это следствие потребности со стороны управленцев в новых решениях и стратегиях, саморазвитии собственников бизнеса и топ-менеджеров
  • Спрос на профессиональное образование в сфере менеджмента начинают предъявлять носители инженерного образования. Отсюда востребованность программ профессиональной переподготовки по общему менеджменту и управлению персоналом
  • Возрастание роли краткосрочных программ, переключение спроса с программ повышения квалификации на менее продолжительные тренинги и семинары
  • В содержательном плане в период кризиса фокус интереса смещается в сторону операционной эффективности, технологий управления проектами, финансового анализа
  • Идет активная гаджетизация образования, которая делает его дешевле и доступнее для потребителя. Активное развитие сегментов on-line и blended в будущем будет оказывать ключевое влияние на формирование карты управленческого образования

 

Что и как мы считали

 

Понятийный аппарат. Под управленческим образованием в данном исследовательском проекте мы понимаем получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса. Образовательные структуры, оказывающие услуги в области управленческого образования, в рамках проекта позиционируются как бизнес-школы.

Бизнес-школы. В разрезе организаций, осуществляющих реализацию менеджериальных образовательных программ, мы выделили бизнес-школы университетского типа, частные бизнес-школы, центры тренинга, коучинга, консалтинга, а также сегмент онлайн-программ. За рамками исследования остались корпоративные университеты, поскольку спрос на их программы не формируется на открытом рынке.

Объекты управления. Мы концентрируемся на управлении в сфере бизнеса (отделяя его от государственного и муниципального управления, управления некоммерческими организациями).

Содержание программ. Ввиду того, что подход Министерства образования и науки РФ подразумевает выделение укрупненной группы специальности (УГС) «Экономика и управление», что не позволяет обособить менеджмент от смежных областей знаний, в том числе от экономики, в рамках данного исследования мы придерживаемся подхода НИУ ВШЭ для определения УСГ «Менеджмент» (куда входят программы по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Инноватика», «Управление персоналом»).

По программам переподготовки отсутствуют стандарты и универсальная кодификация, поэтому в анкете мы запрашивали данные об этих программах по принципу выделения основных функциональных областей менеджмента; а также управлению в определенных отраслях (например, менеджмент в образовании). Аналогичным образом на основании анкет собиралась информация о реализации краткосрочных образовательных программ.

Сделаем оговорку: спектр программ дополнительного профессионального образования настолько широк, что не представляется возможным предложить универсальную классификацию программ для всех участников рынка.