О переезде в третий мир

Разное
Фото: Эксперт

Ровно год назад Россия проиграла 56-ю Международную математическую олимпиаду. Ну, как проиграла — заняла непривычное для себя восьмое командное место и впервые за всё время участия в подобных соревнованиях, то есть более чем за полвека, не получила ни одной золотой медали. Также впервые оказалось, что никто из шестерых членов нашей сборной не сумел решить хотя бы четырёх из шести олимпиадных задач. Я тогда позволил себе публично заметить, что результат это позорный, что провал нашей команды вполне закономерен и прямо связан с деградацией некогда лучшей в мире отечественной системы математического образования. Меня тут же отругали за непонимание всего и вся — в частности, независимости олимпиадной «математики высоких достижений» от обучения всей массы школьников в стране, — но более всего за то, что я называю провалом случайную флуктуацию, от которой никто не застрахован. И ладно ещё обругали меня; говорят, журнал «Математическое просвещение» отказался печатать статью с подробным анализом неудачи нашей команды: мол, чего там анализировать? Случайность! Оно бы и прекрасно: случайность так случайность — только на днях Россия проиграла и 57-ю ММО, показав результаты не лучше прошлогодних.

Ну как не лучше — руководители команды вовсю празднуют победу: сразу четыре золотые медали! Но заняли мы то же самое восьмое место, причём отстали от лидера, команды США, ещё заметнее, чем в прошлый раз. Смотрите: участники решали по шесть задач, то есть каждая команда из шести человек могла решить максимум 36 задач. Американцы справились с 31 задачей, мы решили 21, на десять меньше (годом раньше разрыв был в шесть задач). Снова никто из наших ребят не решил более четырёх задач, зато впервые за много лет нашёлся человек, одолевший всего две. Что же до золотых медалей, которых в прошлый раз не было, а теперь четыре, так вот это как раз и есть флуктуация. В прошлом году наши показали довольно кучные результаты чуть ниже границы между золотом и серебром (определяемой организаторами post factum), в этом году четверо довольно кучно отстрелялись чуть выше такой границы. Тогда им малость не повезло, теперь им малость повезло, а по сути результат примерно тот же. Это результат не случайно оступившегося лидера, а середняка — пока, спору нет, крепкого середняка. Второй эшелон, если угодно. И это, к сожалению, свидетельствует о сдаче позиций не только в олимпиадной математике, но и в вещах, несопоставимо более важных.

Да, результаты сборной страны на олимпиадах и качество национального математического образования не одно и то же, но связь между ними ясна. Профессионалы говорят: чтобы удалось воспитать одного победителя международной олимпиады, нужно вырастить сколько-то (пять? десять?) победителей олимпиады всероссийской; победитель всероссийской получается из десяти или двадцати победителей региональной — и так далее. В основании же пирамиды может лежать только одно: качество базового школьного образования; чем прочнее основание, тем выше вздымается пирамида. И теперь деграда