Текущий кризис в российской экономике — следствие действующей налоговой системы, и главную роль здесь играет НДС. Этот налог делает невозможной модернизацию производства. Более того, государство, используя НДС, ежегодно работает себе в убыток
Добавленное зло

Наличие налога на добавленную стоимость в существующей редакции —главный фактор кризисов в российской экономике. И тому есть несколько свидетельств.

Факт первый. В российской версии налогом на добавленную стоимость облагается амортизация. Это экономический нонсенс. В мировой экономической науке от Карла Маркса и до настоящего времени амортизация всегда и везде (кроме России и стран СНГ!) включается в оборотный капитал, а под добавленной стоимостью понимается приращенная стоимость в виде заработной платы, доходов собственника и налогов, начисленных государством на фонд оплаты труда (ФОТ) и прибыль либо на весь размер добавленной стоимости. В России налогом облагается и ФОТ, и прибыль, а затем ФОТ с прибылью и начисленными налогами облагается еще одним налогом, называемым НДС. Этот налог начисляется на себестоимость, включающую в себя амортизацию, поэтому в понятие добавленной стоимости дополнительно попали амортизация и все акцизы и налоги, относимые на себестоимость продукции. Это все равно что везде в мире дважды два равняется четырем, а в России дважды два — пять.

Такой подход означает, что если несколько предприятий выпускают одинаковые товары на изношенных фондах с минимальной долей амортизации в цене, то любая серьезная замена оборудования на одном из них немедленно приводит к росту себестоимости на этом предприятии на величину новой, кратно возросшей доли амортизации в себестоимости, да еще и увеличенной на 18%. Удорожание продукции ведет к потере рынка. НДС в российской интерпретации — это запретительный налог на модернизацию производства. А любой заемный капитал для большинства отраслей за счет процентных ставок и НДС, начисленного на многократно увеличивающуюся амортизацию нового оборудования, делает инвестиции неокупаемыми.

Факт второй. Под ВВП понимается суммарная рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных и оказанных на территории государства для конечного потребления. Из этого следует, что денежный эквивалент ВВП России гарантированно включает в себя около 15% начисленного, но не факт, что собранного, НДС.

В таблицу 1 сведены отчетные данные за 2000–2014 годы, отражающие динамику роста ВВП, консолидированного и федерального бюджетов России, фактические данные по поступлениям НДС в бюджет государства, а также занятость и среднюю зарплату. Курсивом приведены данные, рассчитанные автором.

Представленные данные и расчеты позволяют сделать следующие выводы:

1. Доля НДС в федеральном бюджете постоянно снижается, но, составляя 27%, создает видимость значимой величины для Минфина РФ. При этом доля НДС в консолидированном бюджете стала ниже 15% и имеет устойчивую тенденцию к снижению.

2. Доля фактически собранного НДС в ВВП страны составляет около 5,5%. На уменьшение этого показателя, безусловно, повлияли освобождение незначительной части продуктов ВВП от начисления НДС и возврат НДС экспортерам. Но тем не менее собираемость НДС на уровне 37% от потенциала говорит о наличии множества проблем в начислении и сборе этого налога.

Факт тре