Чего мы ждем от министра образования

Тема недели
Образование
«Эксперт» №35 (998) 29 августа 2016
Назначение нового министра образования дает надежду, что государство наконец-то определится, для каких задач развития нужна школа, какие кадры требуются экономике и промышленности
Чего мы ждем от министра образования

Социологические опросы давно показывали, что рейтинг министра образования и науки Дмитрия Ливанова — самый низкий в кабинете министров. Недовольство проводимыми им новациями, что в науке, что в образовании, можно сказать, разлито во всем обществе. Поэтому смена министра не стала неожиданностью.

Возглавила ведомство заместитель начальника управления по общественным проектам администрации президента России Ольга Васильева. Трудно вспомнить, какое еще кадровое назначение за последнее десятилетие вызвало такую бурю эмоций и негодования, причем в самых разных слоях общества — от либералов до ультрапатриотов. Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», даже с помпой покинул Общественный совет при Минобре. Либеральная и пресса разродилась десятками гневных статей, загодя разбивающих имидж Васильевой, а заодно неожиданно куда более положительно, чем раньше, говорящих о ливановской поре: мол, бывший министр был не так-то плох, просто не успел довести до конца умные замыслы. Но призовем не торопиться с выводами. Во-первых, о радикальной смене парадигмы развития отечественного образования власть не объявляла, во-вторых представления журналистов  и взглядах Ольги Васильевой базируются исключительно на передернутых фактах ее биографии и на ее высказываниях, зачастую перевранных.

Васильевой не дали времени на раскачку, а потому новому министру пришлось быстро сформулировать ряд тезисов и успокоить общество. Надо заметить, что ее высказывания выглядят аккуратными и осторожными, они не обещают каких-то радикальных решений, что на фоне предшественников уже можно считать революционным подходом. Так, Васильева призывает для начала «осмыслить, проанализировать все, что произошло»: «Мы должны взять все лучшее: и в XIX, и в XX, и в XXI веках». Неоднозначно и ее отношение к многострадальному ЕГЭ: «Мы та удивительная страна, где любые реформы, которые в других странах занимают столетия, у нас проходят в очень короткий срок. Вот так, наверное, у нас с ЕГЭ было».

Хотя новому министру, согласно статусу министерства, придется заниматься и средним и высшим образованием, и наукой, основная полемика вокруг еще не сформулированной Васильевой политики развернулась по проблемам среднего образования. И понятно почему. Потому что именно среднее образование формирует будущего гражданина, его жизненные установки и отношение с государством. То есть это вопрос политический, и разные политические силы ждут от системы среднего образования каждый свое. По этой же причине мы в своей статье тоже остановимся именно на проблемах среднего образования.

На наш взгляд, главная коллизия заключается в другом: в том, что за все постсоветские годы государство так и не удосужилось ответить, чего оно ждет от будущего гражданина, к чему оно готовит его в школе.

 

Снова на развилке

 

Одна из основных проблем современной системы среднего образования заключается в том, что нигде не сформулировано, какого человека государство хочет получить на выходе из школы. Чего ждет государство от

Ольга Васильева родилась в 1960 году в татарстанской Бугульме. Окончила Московский государственный институт культуры, исторический факультет Московского государственного педагогического института, факультет международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. Доктор исторических наук, профессор, автор около 150 научных работ, специализируется на истории православной церкви в XX веке. Тема диссертации — «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 годах». В 1990-е Васильева работала в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН. С 2002 года занимала пост заведующей кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ, с 2012-го — пост заместителя начальника управления по общественным проектам администрации президента. В этой должности она курировала вопросы патриотического воспитания и духовно-нравственных основ. Одним из самых успешных проектов под ее руководством стала невероятно популярная выставка «Православная Русь. Романовы» в Манеже. Ее посетили около полумиллиона человек.

 

ЧТО СКАЗАЛА НОВЫЙ МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА

 

О приоритетах

«Первый приоритет моей новый работы — это учитель, его служение, его миссия. От него зависит все. Второй приоритет — это вместе с учительским сообществом, с общественными организациями профессиональными, с родителями, безусловно, осмыслить все, что сделано в сфере образования в начале XXI века и раньше, взять лучшее и двигаться вперед. Вот два приоритета, которые будут определять первое направление работы». («Комсомольская правда»)

О реформах

«Надо осмыслить, проанализировать все, что произошло, потому что те реформы, которые были предприняты, они требуют глубокого осмысления. Мы должны взять все лучшее: и в XIX, и в XX, и в XXI веках». («Коммерсантъ FM»)

О патриотизме

«Вопрос о любви к родине — важнейшая составляющая и воспитательной, и мировоззренческой сферы». (Из лекции)

«Когда я говорю о патриотизме, я говорю искренне — это является моим внутренним убеждением, и я этого никогда не скрывала. Я воспринимаю патриотизм как национальную идею нашего государства». («Интерфакс»)

О том, кого должна готовить школа

«Мне нравится в этом смысле фраза Эйнштейна. Известно, что у него были достаточно сложные отношения со школой. Он сказал, что школа должна готовить гармоничную личность, а не узкого специалиста». (Телеканал «Россия-1»)

О ЕГЭ

«Мы та удивительная страна, где любые реформы, которые в других странах занимают столетия, у нас проходят в очень короткий срок. Вот так, наверное, у нас с ЕГЭ было. Я считаю, что это основа для социального равенства, трамплин для поступления. Это очень важная возможность для одиннадцатиклассника, окончившего школу, я подчеркиваю, из любого региона страны, поступить в тот или иной вуз, о котором, допустим, многие десятилетия назад даже трудно было мечтать. Но, думаю, какие-то вещи все равно надо совершенствовать». (Телеканал «Россия-1»)

О том, что при подготовке к ЕГЭ у учителей зачастую не хватает времени для преподавания программы 10–11-го классов

«Вот этого, я думаю, не должно быть <...> Это история, через которую проходили очень многие страны. Но в некоторых странах, таких как, допустим, Англия, подготовка к ЕГЭ происходит на факультативных занятиях. То есть не на уроках, у нас эти вещи случались». (Телеканал «Россия-1»)

О невостребованных выпускниках вузов

«Эта проблема комплексная, и она решается министерством и руководством страны. Это вопрос необходимости данной специальности в регионе, работы с работодателями. Я думаю, что эта задача решаема». (Телеканал «Россия-1»)

Об учебниках истории

«Основные дискуссии по поводу учебника истории все-таки позади. Историко-культурный стандарт написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые российские ученики получат с сентября 2016 года. Я считаю, что мои коллеги-историки написали очень взвешенный историко-культурный стандарт, двадцать сложных вопросов российской истории в него вынесены. К ним будет очень внимательное отношение. К ним будут написаны специальные методические пособия, дополнительные материалы». (Телеканал «Россия-1»)

О планах развития коррекционного и инклюзивного образования

«На сегодняшний день уже сделано многое, но есть куда двигаться. Скоро будет конгресс дефектологов, его не было уже давно, профессионалы поделятся своим опытом. Должна быть доступная среда. С 1 сентября вводится стандарт. Мы сохраним то, что есть в этой сфере, и будем развивать сеть школ и классов для детей с особенностями в развитии». (Выступление в Общественной палате)

Об учительских кадрах на селе

«В образовании должна быть своя программа сродни программе “Земский доктор”. Молодые учителя спрашивают, как найти поддержку? Они готовы ехать в малые города и сельскую местность. Какая у нас оказывается поддержка? Сегодня впервые сравнялась в процентном соотношении доля молодых учителей и доля учителей с большим стажем в школах. Есть программа по поддержке молодых учителей. На селе молодые учителя поддерживаются подъемными в размере 20–25 процентов от зарплаты. Выделяется земля или квартиры. (Выступление в Общественной палате)