Изменение дисклокации российских вузов на мировом рынке образовательных услуг может обеспечить страну новой статьей национального дохода
Экспорт образования

Ради того чтобы сделать резкий скачок вперед и изменить свою дислокацию на мировом рынке образовательных услуг, российские вузы в последние годы работают едва ли не в режиме «военного положения». Результаты работы в этом направлении уже есть, и они значительны. Рейтинг растет не только у столичных, но и у региональных вузов. Вместе с развитием системы высшего образования и ростом репутации российских университетов у страны появляется шанс на получение новой статьи национального дохода.

Экспорт образовательных услуг обеспечивает страну сразу несколькими преимуществами. Прежде всего речь идет об экспортных поступлениях в прямом смысле этого слова. Странам, которые делают ставку на развитие своих университетов (лидируют здесь Великобритания, США и Австралия), удается зарабатывать на образовании весьма приличные деньги. Кроме того, экспорт образования позволяет оказывать довольно значительное, прежде всего культурное, влияние на другие страны. И наконец, для принимающей стороны работа с иностранными студентами всегда несет в себе возможность оставлять лучших выпускников у себя: для развития науки подобная циркуляция крайне полезна.

Рыночный подход

Основная заслуга российских вузов в том, что они быстро усвоили два возможных сценария развития событий: либо оставаться закрытыми и продолжать «сидеть дома», соглашаясь на тупиковый путь, либо максимально быстро выйти на мировую образовательную арену.

Работа на этом рынке требует совершенно новых подходов и стандартов, владения иностранными языками, использования новых методических подходов, большую ориентацию на результат и других радикально новых инструментов. В их числе работа с выпускниками, которая на Западе давно в порядке вещей (именно выпускники затем будут рекрутировать новых студентов, создавать репутацию альма матер и, в конце концов, оказывать вузу финансовую помощь), а у нас приживалась с большим трудом.

Наши плюсы

Оказавшись в ряду себе подобных, российские вузы испытали острую необходимость определить свою национальную идентичность. Чем мы можем быть интересны миру, в котором всегда найдется множество альтернатив? Например, есть великолепная французская техническая школа (породившая самолеты «Конкорд», не вполне доставшиеся нам корабли «Мистрали» и т. п.), есть целая плеяда американских университетов, интересных с точки зрения прекрасного массового инженерного образования, есть британская техническая школа со своими особенностями и традициями. С другой стороны, система высшего образования сегодня очень активно модернизируется (с оглядкой на западные стандарты) на Востоке. Какое место в этом ряду может занять Россия?

На фоне конкурентов Россия, безусловно, остается страной с достаточно рано сложившейся и самобытной университетской культурой, которая одновременно ориентирует студентов на получение энциклопедических знаний и на способность к самостоятельной генерации мысли. Оставив за скобками достижения прошлого, сегодня мы можем говорить о наличии одновременно двух ярких трендов, которые