Космос глазами женщины

Культура
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
«Эксперт» №35 (998) 29 августа 2016
Если женщина очень хочет полететь в космос и посмотреть на планету Земля из космического пространства, но есть обстоятельства, которые не позволяют ей сделать это, она найдет способ их обойти
Космос глазами женщины

Тони Майерс — режиссер, на протяжении всей своей карьеры увлеченный космосом. На ее счету участие в работе над шестью космическими фильмами в формате IMAX. Благодаря ее фильму «Голубая планета» (1990) широкая аудитория впервые смогла увидеть в динамике, как Земля выглядит из космоса. Вместе с Грэмом Фергюсоном, изобретателем и соучредителем IMAX, она подготовила к съемкам в космосе свыше 120 астронавтов и космонавтов. Для ее нового фильма «Прекрасная планета» за пятнадцать месяцев с помощью специально доставленных на борт Международной космической станции цифровых камер они отсняли четверть миллиона снимков и 10–12 терабайт видеоматериалов. В съемках был задействован обзорный модуль МКС «Купол», у которого самый большой комплект окон, когда-либо выводившийся в космос.

— Как изменилась жизнь космонавтов на борту МКС со времен съемок вашего фильма «Космическая станция»?

— Тогда Международная космическая станция только строилась, и там было не так много возможностей что-то снимать. За это время станция сильно увеличилась. Там появилась много новых модулей: европейский, японский, американский. В фильме 2002 года станция выглядела как дом без обоев и без дверей. Сейчас все иначе. Раньше космонавты могли есть только в российском модуле, теперь у них появилась возможность выбирать, появилось больше мест, где можно проводить время. Самое приятное из всех добавлений — «Купол», который был построен на космической станции для наблюдений за Землей, и это самое любимое место всех космонавтов.

— Что вы думаете о космонавтах? Что это за люди?

— Я их всех очень люблю. Мы тренировали космонавтов для съемки фильма в течение семи-восьми месяцев, и, на мой взгляд, это самые лучшие ученики в мире. Именно поэтому они и стали космонавтами. Мы учили их выставлять камеру, работать со светом, причем мы предлагали им делать это как можно разнообразнее, чтобы это выглядело потом интереснее. Мы учили их разводить мизансцены, быть настоящими космическими режиссерами. Для них это хорошая возможность с пользой отвлечься от своего основного занятия — научных экспериментов, которые слишком однообразны. Съемки в космосе — хорошее развлечение.

— Почему вы выбрали главным героем вашего фильма женщину-космонавта?

— Это не было сознательным выбором, потому что не мы выбираем тех, кто полетит в космос. Для съемок этого фильма я работала с четырьмя группами разных космонавтов и не знала, какая из групп полетит, когда будут доступны наши камеры. Камеры были на борту в течение года, и так получилось, что именно в этот момент на борту оказалась Саманта (Саманта Кристофоретти — капитан ВВС Италии, бакалавр в области воздухоплавания Неаполитанского университета им. Фредерика II в Италии, участница экспедиции МКС 42/43. — «Эксперт»). Я не предполагала, что главным персонажем будет женщина, но Саманта проявила такую заинтересованность в проекте, что именно она стала главным героем. Так устроено документальное кино: в нем все происходит само собой. Каждый раз, когда экипаж, задействованный в съ