За крахом справедливости следует крах лояльности

Книги
«Эксперт» №35 (998) 29 августа 2016
Известный норвежско-британский социолог и политолог анализирует проблемы современной демократии на примере британской и американской политических систем и приходит к выводу, что они стали несправедливыми и неэффективными
За крахом справедливости следует крах лояльности

Мало кто задается вопросом, на который пытается ответить в своей книге Стейн Ринген: почему, собственно, чиновники выполняют распоряжения своих начальников, а граждане подчиняются своим правительствам, особенно в условиях демократии? Самый простой ответ: потому что в руках правительства есть средства контроля и принуждения. Несмотря на это, многие чиновники и миллионы граждан игнорируют решения правительств, чему в той же России примеров хоть отбавляй. Например, невыполнение чиновниками решений высших госорганов, и массовые нарушения гражданами, скажем, правил уличного движения, и массовые же уклонения от уплаты налогов. И мы здесь не одиноки. Когда Барака Обаму еще в 2010 году спросили, что его больше всего поразило за время пребывания на президентском посту, он ответил: «Число людей, которые не платят налоги». Так что ответ вопрос Рингена на самом деле не так прост, как кажется.

Автор, кстати, отмечает, что одно из противоречий, с которым приходится сталкиваться правительству, заключается в том, что те же самые люди, которые не платят налогов или требуют их снижения, настаивают на увеличении разного рода преференций и ассигнований на общественные нужды. Скажем, на образование и здравоохранение.

Примеры многих диктатур, в том числе тех, которые мы пережили у нас в стране, показывают, что даже они, целиком опирающиеся на самые ужасные средства принуждения, были не способны добиться ни безусловного исполнения своих решений чиновниками, ни безусловного подчинения граждан. Значит, одних средств принуждения для выполнения гражданами правительственных решений недостаточно. Хотя справедливости ради отметим, что автор книги констатирует: «Грустная правда жизни такова, что обеспечение порядка зависит от слежки правительства за своими гражданами и их принуждения к соблюдению правил», поскольку существуют значительные категории граждан, которым не нравится повиноваться, даже когда это имеет смысл.

Название книги отсылает читателя к мысли Канта, переформулированной Рингеном: «Неверно считать людей ангелами. Нам нужны институты, способные поддерживать порядок в нации дьяволов… Над людьми требуется контроль, и романтизм здесь лишний: общество изобилует дьяволами… и лидерам нужно управлять ими». Однако постоянный контроль за всем и вся тоже невозможен, и тогда встает вопрос, как же быть, тем более в условиях демократии, если повсеместный контроль невозможен и даже силовые методы не позволяют добиться всеобщего повиновения.

Второсортная модель

Чтобы ответить на свой вопрос, Ринген обращается не только к теории управления, но и к практике ведущих демократических стран — Великобритании и США, время от времени прибегая к примерам из практики скандинавских стран, в первую очередь родной ему Норвегии, а также Южной Кореи времен диктатуры. Причем пример Сеула необходим, чтобы сделать рельефнее критику состояния демократии и управления в Великобритании во времена лейбористов и в США во времена Буша. Как выясняется, последние были выбраны автором не в качестве позити

Неверно считать людей ангелами. Нам нужны институты, способные поддерживать порядок в нации дьяволов