Александринский театр: еще одна точка отсчета

Культура
Театр
«Эксперт» №36 (999) 5 сентября 2016
Первый в истории России профессиональный театр отмечает 260 лет со дня основания
Александринский театр: еще одна точка отсчета

Юбилей для Александринского театра стал поводом напомнить и миру, и самим себе о том, кто они есть. Его история сложилась фантастическим образом. Основанный по указу императрицы Елизаветы Петровны и возглавленный тогда Александром Сумароковым, он стал местом, где сконцентрировались премьеры образцовых сочинений русской драматургии: «Ревизор», «Горе от ума», «Гроза», «Борис Годунов», «Чайка». Только этих пяти названий достаточно, чтобы священный трепет охватывал всякого входящего в здание, созданного по проекту архитектора Карло Росси и получившее свое название в честь супруги Николая I — Александры Федоровны. Здесь, еще по воле последнего директора императорских театра Владимира Теляковского, начал преображение мирового театра Всеволод Мейерхольд постановками «Ревизор» и «Маскарад».

Валерий Фокин пришел в Александринский театр из своего любимейшего детища, Центра имени Вс. Мейерхольда, в 2003 году и, по собственному признанию, решился на сотрудничество с ним только благодаря настоятельным просьбам директора театра Георгия Сащенко. Фокину предстояло стать художественным руководителем Александринки, и вхождение в пространство театра, история которого исчислялась веками, потребовало от него некоторых усилий. Но результат, который мы наблюдаем сегодня, тринадцать лет спустя, ошеломляющий. Театр, когда-то уступивший творческое лидерство МХАТу Станиславского и Немировича-Данченко, а затем пребывающий в тени Большого драматического театра Георгия Товстоногова, возвращает утраченные позиции. По концентрации режиссеров с мировым именем, которые ставят свои спектакли на сцене Александринки, из московских театров с ней может сравниться разве что Театр Наций.

В 2006 году обновленная сцена театра открылась трагедией Софокла «Эдип-царь» в постановке Теодороса Терзополоса — режиссера, олицетворяющего собой театр с тысячелетней традицией, сохранивший способность к обновлению. Это ключевая идея, которая движет Валерием Фокиным: не отвергать то, что было, но и не сгибаться под грузом прошлого, не превращать театр в музей былых достижений, как бы ни были они велики. Задача, которую он перед собой ставит, формулируется как «быть национальной сценой, поднимающей ключевые проблемы человеческой и народной судьбы». Отсюда идеи параллельных постановок с национальными театрами других стран. Десятого сентября на сцене Александринки состоится премьера спектакля худрука Венгерского национального театра Аттилы Виднянского «Преступление и наказание», а через месяц в Венгрии состоится премьера спектакля по еще одному сочинению Достоевского — «Крокодил, или Ночь в Пассаже» уже в постановке Валерия Фокина. Лука де Фоско, директор Teatro Stabile di Napoli, также обладающего статусом национального театра, в этом сезоне поставит на сцене Александринки пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», а до того Николай Рощин — ныне главный режиссер Алесандринки — поставил на неапольской сцене «Троянок» Еврипида. Смысл этих «обменных» постановок еще и в том, чтобы понять,