Портовые фантазии

Русский бизнес
«Эксперт» №36 (999) 5 сентября 2016

Проект компании «Самарга-холдинг» по созданию на Дальнем Востоке ряда объектов транспортной инфраструктуры просто не может не поразить воображение своим масштабом. Так, предлагается строительство нового морского порта в районе села Самарга в Тернейском районе на севере Приморского края, 360 километров двухпутной железнодорожной линии, а также сухого порта (железнодорожного терминала) на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск». Новый порт должен иметь мощность до 80 млн тонн в год, то есть войти в число крупнейших портов страны (см. график). В его распоряжении окажутся контейнерный терминал мощностью до 1 млн двадцатифутового эквивалента (ДФЭ) в год (для сравнения: во всех портах России в 2015 году было перевалено 3,9 млн ДФЭ), угольный (до 20 млн тонн в год) и универсальный (до 10 млн тонн в год) терминалы, а также комплексы по перевалке нефтепродуктов и обработке

паромных судов (оба мощностью до 10 млн тонн в год). Кроме того, компания планирует создать собственный флот и организовать паромное сообщение из Самарги с портами Японии и российского Дальнего Востока. Исполнительный директор компании Игорь Коновалов заявил: «Мы намерены реализовать проект на условиях государственно-частного партнерства, с использованием таких инструментов развития Дальнего Востока, как ТОР, свободный порт, инфраструктурная господдержка и “дальневосточный гектар”». Сроки реализации проекта в компании оценивают в семь-восемь лет, при пессимистическом развитии событий — до 2026 года. Проект даже получил поддержку у

местных властей. Министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Юрий Чайка отметил: «Проект… будет интересен российским и иностранным инвесторам. Власти края со своей стороны будут поддерживать эту инициативу». Логика реализации проекта заключается в уменьшении плеча доставки по Транссибу на расстояние до 500–550 километров, что дало бы экономию транспортных издержек до 350 рублей на тонну груза. И тем не менее есть все основания полагать, что проект, по крайней мере в заявленные сроки и в своем нынешнем виде, реализован так и не будет. Дело в том, что стоимость реализации этой «стройки капитализма» даже по предварительным расчетам составит до 460 млрд рублей. Инициаторам проекта такие траты не по карману, они готовы вложить лишь 30% требуемой суммы. В самом деле, компания «Самарга-холдинг», с уставным капиталом всего в 10 тыс. рублей, создана, очевидно, исключительно под этот проект. Важнейший актив главного из ее соучредителей Александра Терентьева, Балтийская экспедиторская компания, по итогам

2014 года показал выручку 5,7 млрд рублей. Акционер «Самарга-холдинга» Александр Васильев заявил, что рассчитывает на приход крупных инвесторов из стран Восточной Азии. Компания собирается искать их через агентское соглашение с Торгово-промышленным банком Китая, а гарантией им должно послужить включение проекта в госпрограмму развития Дальнего Востока. Но остается еще география. Село Самарга, расположенное близ устья одноименной реки, не име