Рынок скатной кровли уходит от импорта

Русский бизнес
РЫНОК СТРОЙМАТЕРИАЛОВ
«Эксперт» №36 (999) 5 сентября 2016
Модернизация производства позволяет участникам рынка кровельных материалов выживать в кризис за счет снижения издержек и импортозамещения. Но для дальнейшего развития им предстоит перестроить ассортиментную политику и оптимизировать маркетинговые технологии
Рынок скатной кровли уходит от импорта

В отличие от многих смежных со строительством отраслей российский рынок кровельных материалов стал в меньшей степени зависеть от состояния крупных строек. Например, в 2014 году объемы строительства достигли рекордных в истории темпов — более 15% к предыдущему году (83,8 млн кв. м), а рынок кровельных материалов, по расчетам агентства Abarus Market Research, просел на 4,5%. Главным образом потому, что многие вошедшие в статистику новые здания уже были покрыты кровлей, а новые объекты застройщики закладывать не спешили, что сказалось на спросе и объемах производства стройматериалов в 2015 году. Значительно сократилось коттеджное строительство, а также ремонт зданий, что опять-таки ударило по производителям и импортерам скатной кровли.

Однако в конце 2014 года производителям помогла девальвация: импорт стройматериалов в целом сократился на 30–40%. Другой эффект обесценивания рубля выразился в том, что некоторые застройщики малоэтажного жилья и домовладельцы частного сектора предпочли сохранить деньги не в банке, а в стройматериалах, закупив их впрок перед резким подорожанием (крупные застройщики такой возможности обычно не имеют). Это позволило многим производителям и поставщикам кровли сдержать спад объемов выпуска продукции и импорта.

Другой немаловажный вызов для многих игроков рынка в том, что ставший более взыскательным потребитель все чаще отказывается от простого шифера, рубероида и других материалов низкой ценовой категории, предпочитая новые, более высококачественные материалы. И те производители, которые смогут предложить новые высокотехнологичные стройматериалы по доступной цене, станут лидерами рынка на первой же волне восстановления потребительского спроса.

 

Кто есть кто

 

Оценить оборот всего российского рынка кровли крайне сложно ввиду «неразборчивости» статистики; по примерным подсчетам, он составляет более миллиарда квадратных метров в год. По данным Agency of Industrial Marketing (AIM), объем продаж материалов для скатной кровли в прошлом году составил почти 200 млн кв. м. Из них традиционно наиболее востребованы производимые в России и почти не импортируемые металлочерепица и профнастил, которые занимают 48 и 18% всех продаж соответственно. Они же составляют львиную долю экспорта кровельных материалов. По данным AIM, в прошлом году из России было поставлено за рубеж более 6,584 млн кв. м металлочерепицы и профнастила, особенно востребованных в странах СНГ. Популярность металла объясняется его дешевизной и большими объемами строительства нежилых помещений, для покрытия которых он в основном используется, а также простотой монтажа и традиционными предпочтениями покупателей.

Производством металлочерепицы и профнастила в России занимается не менее сотни компаний, из них около 50 удерживают 90% рынка. В то же время более сложная в производстве и имеющая низкий спрос керамическая черепица почти на 90% импортируется, остальное производят в основном локализованные в России иностранные компании. А высокопрочную композитную черепицу в Рос