Сирийский сюжет

Книги
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
«Эксперт» №36 (999) 5 сентября 2016
Сирийский сюжет

От Леонида Млечина с его огромным опытом погружения в историю спецслужб в детективной прозе ждешь прежде всего каких-то деталей, о которых он вынужден умалчивать по разным причинам в своей публицистике. В этой книге они скорее всего есть, но перемешаны с теми, что порождены воображением писателя, поэтому разобраться, где реальность, а где вымысел, практически невозможно. В романе соединено несколько сюжетов, которые Млечин рассказывает последовательно, начиная, как и было обещано в заглавии, с Сирии. Затем он переключается на историю развития немецкой террористической организации, очень похожей на знаменитую «Фракцию Красной армии». Еще одно переключение, и мы наблюдаем за тем, как агент ФСБ соблазняет немецкую сотрудницу спецслужб. Легко догадаться, что все эти истории связаны между собой (и те, кто доберется до финала, поймут: они не ошиблись в своих предположениях), но как связаны, понять не так-то просто. Это слегка сбивает с толку, и требуется повторное прочтение, чтобы осознать значение деталей, которые автор упоминал, но тебе не удалось на них сфокусироваться. Книга Леонида Млечина демонстрирует, насколько сложно так «смонтировать» историю, рассказываемую в очень быстром темпе, чтобы все сюжетные линии четко выстраивались в сознании читателя и держали его в напряжении. Млечину это почти удается, но некоторые его «монтажные» решения выглядят спорными. И еще одна вызывающая недоумение деталь: герои «Ночи в Дамаске», действие которой происходит в наши дни, а может быть, даже и в не столь отдаленном будущем, почти не пользуются компьютерами и сотовыми телефонами. Первое упоминание о гаджетах — самой яркой примете времени — лишь на 146-й странице. Еще раньше одна из героинь пыталась позвонить из телефонной будки. Мелочь, но она дезориентирует читателя: иногда кажется, что речь идет о событиях сорокалетней давности.

 

Млечин Леонид. Ночь в Дамаске. — СПб.: Пальмира: БММ, 2016. — 319 с.