Как нам накормить китайцев

Специальный доклад / РЕЙТИНГ ЭКСПОРТЕРОВ РОССИИ Об особенностях выхода российских поставщиков на внешние рынки рассказывает Татьяна Сорокина, директор компании «Юнит-Консалтинг»
Zuma\TASS

— Татьяна Ильинична, вы помогаете компаниям налаживать систему продаж, причем в последнее время и на внешних рынках. Что можно сказать о масштабах и направлениях этого экспортного потока?

— Обращений от компаний, которые уже поставляют или только собираются экспортировать свою продукцию, много. Это связано, конечно, с девальвацией рубля, благодаря которой у российских производителей появилось огромное ценовое преимущество перед иностранными конкурентами. Но не только. Кризис и сокращение спроса на внутреннем рынке привели к тому, что компаниям приходится тратить все больше денег на продвижение своей продукции здесь, в России. Дошло до того, что по результатам 2015 года, как следует из отчета Nielsen, мы стали самой промотируемой страной, больше нас в промо никто не вкладывает, а у нас 47 процентов товаров продается по промоакции. Соответственно, и маржинальность продаж производителей на российском рынке упала здесь как нигде. Особенно это касается производителей потребительских товаров. Экспорт дает им возможность выправить положение с маржей. География нашего экспорта широкая, однако следует сразу сказать, что, во-первых, политические отношения с Америкой, Евросоюзом переживают не лучший период, а во-вторых, покупательная способность в Европе сейчас не растет (по данным Nielsen, плюс 0,1 процента на конец первого квартала 2016 года), и получается, что эти две большие зоны менее экономически интересны и рискованны для зарубежной экспансии. Для рассмотрения остается преимущественно Восток, Азия. 


— В странах Азии, Ближнего Востока российские экспортеры не встречают препятствий нерыночного характера?

— Так сказать тоже нельзя, потому что во многих странах существует протекционизм местных поставщиков. Это политика, создающая определенные риски для экспортных продаж, но ими можно управлять. Например, один из наших последних проектов был связан с тем, что компания, с успехом экспортирующая выпускаемые ею вакцины в 22 страны, хотела понять, сможет ли она расширить круг стран, а также увеличить продажи более маржинального ассортимента, поскольку востребованные, ходовые вакцины не являлись источником маржи. И оказалось, что Китай проводит протекционистскую политику в отношении местных поставщиков. А, например, в Турции, Саудовской Аравии и ряде других стран проводится свободная политика в отношении внешних поставщиков-экспортеров. В результате исследования было выявлено около ста стран — потенциально емких рынков, поставки в которые компания может расширять.  

— И в любом случае речь идет о Востоке?

— Да, это очень большой рынок. Помните «азиатское экономическое чудо», с взрывным ростом экономики Гонконга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, а позднее — Индонезии, Филиппин, Таиланда и Малайзии, стран, которые потом образовали основу зоны свободной торговли, с определенными правилами и условиями работы? Это одно направление. Другое направление — Китай, огромный рынок. Посмотрите на цифры. Средняя зарплата в 2015 году — 740 долларов, а мы помним, что 1,4 м

Как оформить ваш товар в Китае

1. AQSIQ http://ire.eciq.cn/ — для экспортеров продуктов питания и напитков. Перед заключением договора с китайским закупщиком обеим сторонам следует зарегистрироваться в Генеральной администрации по контролю за качеством, осмотру и карантину Китайской Народной Республики (General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine / 中华人民共和国国家质量监督检验检疫总局).

2. CCC — обязательный сертификат КНР «Знак качества China Compulsory Certificate», CCC. Некоторые иностранные товары, продающиеся в Китае, обязаны иметь отметку качества CCC. Это большая часть электроприборов и электронных девайсов, включая их комплектующие, моторизванные транспортные средства и запчасти, различные средства охраны здоровья, бытовая химия, детские игрушки. Опытные китайские закупщики могут помочь вам с получением ССС.

3. CFDA http://eng.sfda.gov.cn/WS03/CL0759/ — Китайское управление по контролю за продуктами и лекарствами (China Food and Drug Administration / 国家食品药品监督管理总局). Косметика, лекарства, медицинские приборы и пищевые добавки (БАД) должны быть сертифицированы этим управлением. Грамотные дистрибуторы должны помочь вам пройти сертификацию, если она необходима.

4. CTD http://www.chinatradedata.com/?gclid=CJnf0YzWt64CFXG-tgodEyucow — таможенные тарифы и налогообложение. Этот ресурс содержит информацию о китайских таможенных тарифах и налогах, которыми облагаются иностранные товары, а также подробные требования к документам. 

5. HS code для Китая: http://xn-h1apho.xn-p1ai/a103388-codes-china-garmonizirovannaya.html. Ищите коды для ваших товаров здесь.

 

Продовольствия в Китай возится больше, чем других товаров