Минфин-Джекил и Минфин-Хайд

Экономика и финансы
НАЛОГИ
«Эксперт» №38-39 (1001) 26 сентября 2016
В ситуации, когда государство не платит по госзаказам и забирает больше 14 рублей налогов и обязательных платежей с каждого рубля предпринимательской прибыли, а население сокращает расходы, дальнейшее повышение налогов не имеет смысла. Минфин публично признал это и пообещал не повышать налоги ближайшие три года
Минфин-Джекил и Минфин-Хайд

«Мы не предлагаем изменять никакие налоги на ближайшую трехлетку», — заявил на Московском экономическом форуме 23 сентября министр финансов РФ Антон Силуанов, комментируя новый бюджет. Это заявление стало сенсацией: весь последний месяц в СМИ только и обсуждалось, что инициативы Минфина по повышению налогов.

Так, для решения проблемы дефицита бюджета Минфин предлагал уже с 2017 года взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по совокупной ставке 29% от фонда оплаты труда. Сегодня, напомним, порог для отчислений в Пенсионный фонд составляет 796 тыс. рублей в год — с зарплат сверх этой суммы предприятия платят не 22%, а 10%. Для Фонда социального страхования ставка составляет 2,9% и обнуляется после порога 718 тыс. рублей в год, для ФОМС порога нет. Совокупно страховые взносы сегодня составляют 30% от фонда оплаты труда. Минфин сделал новое предложение: 29% в общей сложности, но с зарплат любых размеров, с плавным снижением общей ставки до 26% к 2019 году. Второй вариант — увеличить НДС до 20%, причем льготную ставку 10% предполагалось к 2019 году постепенно поднять до тех же 20%. По сообщениям прессы, эти предложения уже обсуждались премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым на совещаниях у президента Владимира Путина и у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Инициативы Минфина шли вразрез с посланием президента Путина Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года, где прямо говорилось, что в ближайшие годы налоговые условия для бизнеса изменять не планируется. Накануне форума в СМИ просочилась информация, что президент категорически против роста налогов — видимо, поэтому Минфин пошел на попятную. Более того, Антон Силуанов примерил роль лучшего друга бизнеса, заявив, что у предприятий и так большая нагрузка на ФОТ и необходимо снижать ее, заменяя на другие источники доходов для бюджета, — об этом Минфин готов подумать, когда снизит бюджетный дефицит до 1%.

Похоже, правда, что не только недовольство президента заставило Минфин публично отречься от идеи повышения налогов. Просто выжать много дополнительных налоговых поступлений на этот раз вряд ли удастся. Российские предприниматели находятся в довольно сложной ситуации.

Эффективные налоговые менеджеры

Можно поздравить Федеральную налоговую службу с увеличением эффективности. Если в 2014 году поступления в федеральный бюджет составили 2,18 трлн рублей от НДС и 411,3 млрд рублей от налога на прибыль, то в 2015 году они достигли 2,45 трлн рублей и 491,4 млрд рублей соответственно. Причем число работающих предприятий в 2015 году не выросло. Кстати, в январе—августе 2016 года, впервые с 2012-го, количество юридических лиц, прекративших существование, превысило число зарегистрированных новых (395 тыс. против 302 тыс.).

Успехи ФНС России — следствие новой электронной системы учета и перехода на риск-ориентированный подход. Но не только. Руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Олеся Сапа рассказывает, что за последний год в

Перекладывание налогового бремени в виде НДС (или НДФЛ) на плечи физлиц бизнесу также не поможет