Методика составления рейтинга и информация

Эксперт 400

Место компаний в рейтинге «Эксперт-400» определяется объемом выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) по итогам 2015 года. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под объемом реализации понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником данных является финансовая отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по иным видам, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование и доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ).

Участие в рейтинге «Эксперт-400» не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинговой таблице представлены компании практически всех основных сфер экономики.

К участию в рейтинге не допускаются компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен, холдинговая структура которых не вполне ясна или же компании, деятельность которых не ведет к образованию значимого объема добавленной стоимости.

В рейтинге участвуют головные компании холдингов, готовящих консолидированную отчетность, в которой учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Дочерние структуры, данные которых включены в отчетность холдинга, не участвуют в рейтинге во избежание «двойного счета». В случае, если компания не опубликовала консолидированную отчетность или не предоставила анкетные данные, в рейтинг включаются либо неконсолидированные данные головной компании, либо данные крупнейших компаний холдинга.

Предприятия оптовой торговли не включаются в рейтинг, если степень их аффилированности с промышленными предприятиями списка позволяет судить о возможности «двойного счета», а промышленная компания не учитывает в консолидированной отчетности данные торговой компании.

При пересчете выручки компаний в 2015 году использован средневзвешенный курс доллара 60,95 руб./доллар, в 2014 году – 38,42 руб./доллар.

Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа. На первом этапе, подготовительном, был составлен список потенциальных участников на основе рейтингов прошлых лет и информации Федеральной службы государственной статистики, представленной в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс». На втором этапе провед