«Порт Филмз» представляет

Сериал «Тамань», второй сезон. Синопсис: группа компаний ОТЭКО намерена сделать таманский морской порт одним из крупнейших и самым современным в Черноморье. Вместе с расшивкой узких мест железнодорожной сети на юге страны это может привести к перекройке логистической карты Европейской России
«Порт Филмз» представляет

Два крошечных, проворных буксира ловко разворачивают неповоротливый танкер, подтягивая его к причальной стенке. Под чьим флагом пришло судно под загрузку в терминал нефтепродуктов порта Тамань, не разобрать. А вот с другой стороны причала вовсю грузится греческий танкер: высокие стендеры — так называют гибкие штанги со шлангами — опустили свои «клювы» в приемную систему корабля.

Размер судна довольно внушительный: на вид дедвейт танкера — порядка 80 тысяч тонн. Его погрузка займет около суток: потребуется перекачать в трюмы корабля содержимое двух береговых сорокатысячных резервуаров-накопителей. Для заполнения каждого из них в свою очередь требуется девять «с хвостиком» составов по 72 шестидесятитонных цистерны в каждом.

Уже сейчас терминал может принимать суда вдвое большей вместимости, а хозяйка терминала, группа компаний ОТЭКО, ведет дноуглубительные работы для строящегося терминала навалочных грузов. Когда они будут завершены, туда смогут заходить суда дедвейтом до 220 тысяч тонн. Можно было бы «высасывать» дно и дальше, чтобы принимать суда классов VLCC и VLOC дедвейтом 400 тысяч тонн, но это не имеет смысла — «узкое горлышко» Черного моря, турецкие проливы, имеют предел проходимости как раз 220 тысяч тонн.

Запаха углеводородов на эстакаде терминала нефтепродуктов, вытянувшейся в море почти на два километра, практически нет: система трубопроводов абсолютно герметична. Причал практически безлюден, управляется дистанционно из операторной. Мы увидели лишь одного человека, присматривающего за показаниями приборов.

Внизу прозрачная бирюзовая гладь, на глубине двух-трех метров отчетливо видны белые купола крупных черноморских медуз — верный признак чистой воды. На рейде у входа в Керченский пролив очередь из дюжины кораблей. Рейд общий для портов Керчь, Кавказ и Тамань. До крымского берега два десятка километров, он неплохо просматривается. А вот строящийся Керченский мост из порта не видно, он вонзится в Таманский полуостров с другой стороны, примерно в десяти километрах от порта.

В Керченском проливе проходит водораздел между глубоким Черным и мелким Азовским морем. Большая часть пролива обычно замерзает: порт Кавказ, все азовские порты и паром в Крым не являются круглогодичными. И зимник невозможен — не так сильно промерзает вода. Драматическая деталь: мост через Керченский пролив, сооруженный военными железнодорожниками в рекордно короткие сроки, всего за пять месяцев, после освобождения Красной Армией Крыма не пережил первой же зимы — опоры были разрушены мощным ледоходом в феврале—марте 1945 года. Пять тысяч стальных свай, забиваемых в опоры нынешнего моста, должны выдержать любой напор стихии.

В Тамани открытая акватория, никакой бухты нет. Гидрологические и метеоисследования показали, что именно здесь сравнительно спокойное море, не так часты штормы. Учитывая глубоководность и незамерзаемость, место для порта просто идеальное. Идея создания порта Тамань обсуждалась еще со времен СССР, разные инвесторы тоже пытались что-то сделать, но даль