Не убедили

Повестка дня
«Эксперт» №45-46 (1007) 14 ноября 2016
Не убедили

Реализация проекта строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Нижний Новгород — Казань откладывается. Правительство намерено перепроверить реалистичность заложенных в проект характеристик, от перспективного объема пассажиропотока до стоимости и источников финансирования. Стремление минимизировать риски понятно: бюджетные расходы режутся даже вопреки подзабытым уже «майским указам» президента, экономическое положение оставляет желать лучшего, и, как пророчествует Минэкономразвития, в ближайшие пять лет без коренных преобразований имеет смысл надеяться только на медленный (не более 2% в год) рост. А общая стоимость проектирования и строительства будущей ВСМ оценивается в 1,2 трлн рублей. И имеющиеся выкладки, похоже, показались властям не слишком убедительными.

Напомним, что проект предусматривает строительство ВСМ протяженностью 770 км от Москвы до Нижнего Новгорода и далее до Казани. Скорость в пути — порядка 400 км/ч. Окончание работ по проектированию ожидалось к концу этого года, завершение строительства — в 2020 году. Рассматривалась возможность продолжения трассы до Елабужско-Нижнекамской агломерации (до 2025 года) и до Екатеринбурга (не позднее 2030-го). Проект, как предполагается, будет осуществлен на условиях концессии российско-китайским консорциумом во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.

Проблемы проекта разбиваются, в сущности, на два вопроса: во-первых, стоимость, во-вторых, востребованность.

Часть стоимости строительства готов профинансировать Китай. Китайцы уже подтвердили готовность внести около 2 млрд долларов в акционерный капитал проекта, а также предоставить долговое финансирование в размере 400 млрд рублей на двадцать лет за счет кредита Банка развития Китая. Китайцы увязывают эту трассу с перспективным (и, откровенно говоря, пока выглядящим нереалистично) строительством ВСМ Москва — Пекин общей стоимостью свыше 7 трлн рублей в рамках стратегии развития сухопутных путей «Новый Шелковый путь».

По словам первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, еще около миллиарда долларов может направить на проект Новый банк развития БРИКС: По его словам, переговоры с банком состоялись в октябре во время визита в Индию президента РЖД Олега Белозерова. Кроме того, как уверяет Александр Мишарин, существует возможность предоставления еще 2,7 млрд евро консорциумом «Немецкая инициатива», включающим в себя Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и ряд других компаний. Сейчас ведутся переговоры об условиях предоставления финансирования. Речь идет о возможности передачи Siemens заказов на поставку подвижного состава (совместно с российской «Синарой») и технологического оборудования.

Сложнее с пассажирами. По прогнозам, объем пассажиропотока на трассе составит 4,7 млн человек к 2020 году, 15,9 млн человек к 2030-му и 23,9 млн человек к 2050 году. Интенсивность движения — до 36 пар поездов в сутки на первое время (в том чис