Сделать в России. Продать по всему миру

Русский бизнес
НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ
«Эксперт» №45-46 (1007) 14 ноября 2016
Развернуть масштабную программу продвижения российских товаров и услуг готовы в Российском экспортном центре. Ставка в производстве будет сделана на средний бизнес, в продвижении — на имидж большой, богатой и экологичной страны
Сделать в России. Продать по всему миру

Россия может успешно продавать на экспорт в первую очередь то, что вызывает удивление и положительные эмоции: детскую и спецодежду, детское питание, кондитерские изделия, туристические и образовательные услуги. Такое заявление сделал в ходе международного экспортного форума «Сделано в России», прошедшего в Москве 8 ноября, генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков. РЭЦ готовится продвигать на международных рынках единый бренд Made in Russia — единый «зонтик» для всего российского экспорта. Это следующий этап в разворачиваемой поддержке экспортеров — напомним, РЭЦ был создан в 2015 году для консолидации этой поддержки и работает в формате «единого окна». В структуру РЭЦ входят Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанк, предоставляющие финансовую поддержку, но наряду с ее усилением (о чем ниже) РЭЦ готов направлять основные усилия на поддержку нефинансовую — она становится все более важна.

Сейчас РЭЦ собирается сфокусироваться на средних компаниях: у нас в стране в 20 раз меньше средних компаний-экспортеров, чем в развитых странах, — и предоставить им комплексную поддержку. «В логике закона 209-ФЗ средний бизнес — это бизнес с выручкой до двух миллиардов рублей. Мы считаем, что акцент надо делать на так называемых некрупных экспортерах — с выручкой до трех миллиардов. Именно эти компании во многом уже хорошо понимают свою экспортную стратегию, но еще не стали в полном смысле этого слова крупными корпоративными структурами, не способны адекватно обеспечить требования коммерческих банков, но уже не получают господдержку по программам для малого и среднего предпринимательства», — сказал «Эксперту» председателя правления Росэксимбанка Андрей Поляков.

Год перелома

В РЭЦ отмечают, что по итогам третьего квартала 2016 года доля продукции высокой степени переработки в российском несырьевом экспорте серьезно выросла (почти на 5% к показателю 2015 года) и достигла 36,7%. Вообще, 2016 год, похоже, стал для наших производителей, поставляющих товары на внешний рынок, переломным: в третьем квартале РЭЦ зафиксировал рост российского несырьевого и неэнергетического экспорта — после семи кварталов падения подряд. Растет покупательский спрос на российские продукты питания и услуги. Так, в 2015 году Россия впервые вошла в топ-10 стран — лидеров по количеству въезжающих туристов (руководитель Ростуризма Олег Сафонов в ходе форума «Сделано в России» заявил, что Россия должна войти в топ-3), а в этом году, по оценке Центральной дирекции здравоохранения РЖД, на 10% вырос объем медицинских услуг, которые в России приобрели иностранные граждане.

И все же Россию пока слишком мало знают на международных рынках, заявил в ходе выступления на форуме Петр Фрадков, и дело не только в деньгах — дело в консультационной помощи, в накоплении знаний о международных рынках.

«Самое сложное для нас — донести ценность нашего продукта до поставщиков и покупателей (а это не только родители, но и система образован