Стабильный рост

Ленинградская область
«Эксперт» №45-46 (1007) 14 ноября 2016
Несмотря на кризисные явления в мировой и национальной экономике, Ленинградская область остается одним из самых устойчивых регионов страны. Она демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития, укрепляет свою славу главных западных ворот России и остается в числе российских лидеров по объемам строительства жилья
Стабильный рост

Итоги двух последних лет свидетельствуют, что Ленинградская область уверенно выдерживает давление кризисных явлений в мировой и национальной экономике и продолжает развивать как традиционные, так и относительно новые для себя сферы компетенций. По данным Петростата, оборот организаций области по всем видам экономической деятельности за январь—сентябрь 2016 года составил 1,5 трлн рублей, это на 10,5% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Индекс промышленного производства, который характеризует реальный рост выпуска продукции, составил 103,9% (по России — 100,3%) и был обеспечен ростом производства обрабатывающих отраслей на 107%. Экспорт продукции превысил импортные поставки в 1,8 раза. Такая динамика дала возможность увеличить в этом году расходную часть регионального бюджета почти на 7 млрд рублей.

«Стабильность региональной экономики гарантирует не только наполнение областного бюджета, но и уверенность в завтрашнем дне жителей Ленинградской области. Сегодня промышленность растет, дома и социальные объекты строятся, увеличиваются доходы населения. Это, безусловно, внушает оптимизм и подтверждает правильность экономического курса правительства региона», — подчеркивает губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Основа для развития

Стабильность региональной экономики, очевидно, объясняется тем, что в последние годы усилиями региональных властей, федерального центра и транснациональных компаний в Ленобласти был создан качественно новый экономический фундамент, на котором сейчас покоятся все остальные сферы жизни Северо-Запада России.

В начале десятилетия в регионе были реализованы такие стратегические проекты, как транснациональный газопровод «Северный поток» и «БТС-2», новые терминалы в порту Усть-Луга, комплекс глубокой переработки нефти на КИНЕФе. В рамках каждого проекта в экономику региона ежегодно вкладывалось по 30–90 млрд рублей.

В 2013–2015 годах в Ленобласти были массово запущены в эксплуатацию высокотехнологичные проекты «среднего» класса. Только в 2015 году здесь открылись новые предприятия «Сименс технологии газовых турбин», «5Микрон Инжиниринг», Muller Candle Russia, «Нанотехмед Плюс» и других известных компаний.

Сейчас в Ленобласти поднимается третья волна инвестиций. Она связана с окончательным превращением области в один из основных транспортно-логистических узлов России, с созданием пула экспортно ориентированных нефтегазохимических производств, с дальнейшим развитием машиностроения, агропромышленного комплекса (регион уже производит более 40% продуктов питания на Северо-Западе России), жилищного строительства (см. карту).

По итогам года, как недавно подчеркнул руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов, Усть-Луга может перевалить более 100 млн тонн груза и стать крупнейшим портом на Балтике. Здесь продолжается строительство новых терминалов, создается индустриальный парк и заканчиваются работы по модернизации подводящих к порту железных дорог. В крупнейшем российском нефтеналивном порту

Председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит: «Для проработанных проектов деньги у инвесторов есть»

 

Валерий Израйлит — председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга», президент регионального отделения РСПП по Ленинградской области, член правления РСПП.

 

— Каковы сильные стороны Ленинградской области? Крайне удачное экономическое и политико-географическое расположение: на границе со странами Европейского союза, на берегу Балтийского моря, которое дает выход к международным рынкам. Это уже не окно, это большая дверь в Европу и дальше ко всему миру, его торговым площадкам. Сегодня через регион на глобальные рынки отправляется около 200 миллионов тонн грузов в год. Дальнейшие перспективы развития связаны с включением региона в интермодальный коридор на базе Великого Шелкового пути и со строительством индустриальных кластеров.

Советский Союз в свое время принял решение строить и модернизировать порты в прибалтийских республиках, поскольку порт Ленинграда все меньше соответствовал крупнотоннажным перевозкам.

После распада страны в 1991 году возникла явная зависимость во внешней торговле от наших соседей. Уже в 1992-м одна из первых федеральных программ в нашей новейшей истории — «Модернизация транспортной системы России» — предусматривала строительство собственных портов на Балтийском побережье. Несмотря на недостаточное финансирование и противодействие прибалтийских портов, в начале 2000-х все-таки появились порты в Высоцке, Приморске и Усть-Луге. Что касается Усть-Луги, то сегодня это единственный многофункциональный порт, способный обрабатывать любые виды грузов. В порту введены в эксплуатацию 12 терминалов и нефтебаза «Усть-Луга» — конечная точка БТС-2. В стадии проектирования и строительства находятся еще три транспортно-технологических комплекса. Завершено строительство основных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры порта. Обеспечено непрерывное паромное сообщение Усть-Луга — Калининград.

По грузообороту порт Усть-Луга — второй в России и крупнейший на Балтике. В ближайшей перспективе порт Усть-Луга станет лидером в Российской Федерации и войдет в пятерку крупнейших портов Европы.

Однако останавливаться на достигнутом, несмотря на позитивную динамику развития, нельзя. Безусловно, Ленинградская область может стать частью формирующегося транспортного коридора — так называемого Великого Шелкового пути. Для этого у нас есть вся необходимая транспортная инфраструктура, а самое главное, присутствует серьезный интерес казахских и китайских коллег, которые считают этот маршрут чрезвычайно важным и эффективным.

Другое стратегическое направление — комплексное развитие территории, прилегающей к порту, наподобие Антверпена, Роттердама, и сегодня эта идея находится в стадии проработанной концепции.

В Усть-Луге построен уникальный транспортный хаб, в котором сходятся морской, автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, рядом есть атомная станция. Иными словами, у нас есть площадка для формирования крупного индустриального парка. Соответствующий проект «Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории» мы представили президенту России Владимиру Путину во время одного из его визитов в порт. Проекту был присвоен статус приоритетного проекта Северо-Западного Федерального округа.

Комплексное развивать территорию предполагается на основе взаимоувязанных кластеров. Среди них можно отметить транспортный, который уже, по сути, существует, селитебный — мы строим город для портовиков и рабочих. Индустриальный парк на основе крупных предприятий по глубокой переработке углеводородов — один из главных драйверов всего проекта. В частности, представляют интерес технологии передела природного газа.

К нашему проекту комплексного развития территории уже проявляют интерес разные компании, выражают заинтересованность в том, чтобы «вписаться» со своими идеями в нашу концепцию. Мы, конечно же, приветствуем такой интерес наших партнеров и вообще открыты к предложениям.

Меня часто спрашивают про инвестиционную привлекательность и нашего будущего Усть-Лужского индустриального парка, и Ленинградской области в целом, часто звучат сомнения в перспективности капиталоемких проектов — со ссылкой, разумеется, на кризис и недостаток финансирования. Мое мнение: у инвесторов деньги есть, но для хорошо проработанных, структурированных проектов, защищенных с точки зрения российского законодательства. Для серьезного инвестора важна неизменность условий, в том числе фискальных, на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Я помню, как мы в Усть-Луге, когда порт только строился, подписывали четырехстороннее соглашение между ОАО «Компания Усть-Луга» (заказчик-застройщик порта Усть-Луга), правительством Ленинградской области, МПС (ныне ОАО РЖД) и Министерством транспорта РФ о распределении сфер ответственности каждой из сторон и увязкой по срокам. Фактически речь шла о государственно-частном партнерстве, которое нам приходилось, можно сказать, изобретать. Это была, по сути, декларация о намерениях.

Но времена меняются. Данная юридическая конструкция уже никого удовлетворить не может. Есть новые юридические формы организации, ГЧП, например, территории опережающего развития, индустриальные парки, работает закон о концессиях. Прошел первое чтение законопроект о свободных портах.

Мы внимательно следим за законотворческим процессом и, безусловно, будем рассматривать новые юридические механизмы, чтобы использовать их при строительстве индустриального парка. Мне представляется, что, скажем, статус свободного порта — хороший инструмент для привлечения новых грузов, партнеров, развития складской и производственной зоны в порту. Так развивался весь мир, и этот механизм прекрасно подходит для Усть-Луги, универсального порта, который в год своего пятнадцатилетия, в 2017-м, выйдет на рубеж перевалки 100 миллионов тонн грузов.