И мечи, и орала

Повестка дня
«Эксперт» №47 (1008) 21 ноября 2016

Легендарный флагман отечественной индустрии Уралвагонзавод обнародовал стратегию развития до 2025 года. В ней можно увидеть что угодно, но только не отсутствие амбициозности. Корпорация намеревается за неполные две пятилетки нарастить продажи почти в четыре раза: со 104 млрд рублей в 2015 году до 382 млрд в 2025-м. Причем рост должны обеспечить и продажи вооружений (по планам компании — в два с половиной раза по сравнению с показателем прошлого года), и гражданский сегмент. Его доля в выручке холдинга, как ожидается, вырастет с сегодняшних 12% более чем до 40% к 2025 году.

Вместе с увеличением выручки намечен переход на инновационные рельсы: доля инновационной продукции к 2025 году должна составлять не менее 75%. Компания планирует создать собственный модельный ряд беспилотной техники, разрабатывать и выпускать прорывные материалы: сверхлегкие, сверхпрочные, сверхтугоплавкие и самовосстанавливающиеся. Для этого она создаст собственный научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр. Правда, почему-то в Москве, а не на Урале — хотя Свердловская область не чужда инновациям, будучи домом для ряда вузов (включая Уральский федеральный университет) и институтов Уральского отделения РАН.

Финансовые планы корпорации предусматривают троекратный рост производительности труда (с 3,05 до 8 млн рублей на человека), почти двукратное повышение средней заработной платы (с 34 до 64 тыс. рублей), увеличение EBITDA с 11 до 19,7% и, наконец, получение по итогам 2025 года чистой прибыли в размере 24,5 млрд рублей.

Понятно, что в самой корпорации на перспективы воплощения в жизнь этой стратегии смотрят с оптимизмом. Но насколько реалистичны такие показатели?

Корпорация «Уралвагонзавод» включает в себя 40 предприятий в разных регионах России, головное — одноименный завод в Нижнем Тагиле Свердловской области, выпускающий преимущественно вагоны и танки. Из других крупных активов можно отметить «Омсктрансмаш» (танки, спецтехника), екатеринбургские «Уралтрансмаш» (производит трамвайные вагоны, а также, единственный в России, самоходную артиллерию) и Завод № 9 (только он в нашей стране изготавливает танковые орудия).

Раньше дела у корпорации шли не очень хорошо. На фоне общего кризиса в железнодорожном машиностроении Уралвагонзавод потерял статус крупнейшего в России производителя железнодорожных вагонов, уступив его Объединенной вагонной компании. Выполнение работ по гособоронзаказу ситуацию не спасало: прошлый год корпорация закончила с беспрецедентным убытком в 10,1 млрд рублей, снизив выручку на внутреннем рынке на 27%. С другой стороны, на ближайшее время предполагается закупить у УВЗ до 2,3 тыс. новых танков Т-14 «Армата» и машин на его платформе, причем этот проект носит приоритетный характер и его, по сообщению Министерства обороны РФ, не коснется сокращение военного бюджета. Срок выполнения этого заказа, по словам генерального директора Уралвагонзавода Олега Сиенко, намечен на 2020 год. Военные эксперты, однако, ожидают, что он растянется до 2025 года.

Не