Реинкарнация «Трансаэро»: миф или реальность?

Русский бизнес
АВИА ПЕРЕВОЗКИ
«Эксперт» №47 (1008) 21 ноября 2016
Руководство «Трансаэро», некогда крупнейшей частной авиакомпании, а ныне банкрота, предлагает кредиторам доли в будущем новом авиаперевозчике взамен списания многомиллиардных долгов. Однако многие считают этот план невыполнимым из-за его сомнительной экономической проработки и высокой конкуренции на рынке
Реинкарнация «Трансаэро»: миф или реальность?

«Еще вчера было грустно, а теперь даже не смешно» — примерно такова общая реакция участников авиарынка и экспертов на очередной план спасения «Трансаэро», заявленный его новым менеджментом. Уже не грустно, поскольку почти все более чем из двух с половиной тысяч сотрудников авиакомпании получили выходные пособия и нашли новую работу, а мрачные прогнозы о монополизации рынка после ухода с него некогда крупнейшего частного авиаперевозчика оправдались не в полной мере: часть рейсов и пассажиров помимо государственного «Аэрофлота» досталась и другим авиакомпаниям, а цены на билеты повысились прежде всего по объективным макроэкономическим причинам. Не смешно, потому что нагруженный долгом в 250 млрд рублей банкрот пытается взлететь всего за 1,3 млрд — эти деньги новое руководство компании надеется выручить от продажи части оставшегося имущества, а затем раздать акции новой компании кредиторам, при том что сумма подтвержденных судами долгов перед ними составляет 128 млрд рублей, и она периодически растет. Аналогичные заявления о чудодейственном спасении кредиторы слышали уже не раз с самого начала крутого пике. Более того, теперь это планируется сделать еще и на едва оживающем рынке, на котором в последнее время существенно усилились позиции государственного «Аэрофлота». 

Ультимативный план

На прошлой неделе ОАО «АК “Трансаэро”» впервые с момента признания компании банкротом (это случилось в прошлом году) подало ходатайство в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о прекращении производства по делу о его банкротстве. Это явная демонстрация того, что гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин уверен в возможности частичного спасения средств кредиторов, которым он и направил обращение с планом создания новой авиакомпании на базе имущества прежней. 

Суть плана в том, чтобы из компании-банкрота выделить «чистое» от долгов юридическое лицо под названием «Новая авиационная компания» и передать ему средства, вырученные от продажи оставшегося ликвидного имущества (в основном это авиазапчасти и некоторая техника), которое, по расчетам Бурдина, можно продать примерно за 3-5 млрд рублей, а также закрепить за новой структурой бренд «Трансаэро». Надеясь выпросить у лизингодателей новые 10 новых самолетов Boeing 737-800 и пять Sukhoi SuperJet-100, уже с весны следующего года Бурдин планирует начать полеты. При этом кредиторы получат в новой компании доли, пропорциональные сумме долга перед ними. «К 2018 году парк авиакомпании может состоять из 30 самолетов: 15 самолетов B737-800, 10 самолетов B737-MAX и пять SSJ-100 для обслуживания региональных ниш», — преисполнен оптимизма Александр Бурдин. «Предполагаемые инвестиции в новую авиакомпанию могут составить до 75 миллионов долларов до конца 2018 года включительно. Выход на безубыточность ожидается к концу 2018-го. Исходя из мировой практики при достижении указанных выше операционных и финансовых показателей рыночная стоимость такой авиакомпании может составлять 1—1,2 миллиарда долларов США», — почему-т