Злоключения китайского «самовара»

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (1008) 21 ноября 2016
Злоключения китайского «самовара»

Ведущий российский проектный институт нефтяной и нефтехимической промышленности ВНИПИнефть выступил с критикой проекта строительства Амурского НПЗ. В отчете института, подготовленном по заказу Минэнерго, утверждается, что реализация этого проекта нецелесообразна из-за отсутствия у завода гарантированного доступа к сырью. Напомним, что речь идет о строительстве НПЗ близ села Березовка в Амурской области (железнодорожная станция на Транссибе в 40 км от Благовещенска). Мощность завода по переработке должна составить 6 млн тонн в год. Пуск в эксплуатацию намечен на конец 2019 года, а выход на полную мощность ожидается к 2023-му. Реализация проекта обойдется в 123 млрд рублей без учета НДС. Инвестором выступает Амурская энергетическая компания. Фактически это дочерняя структура (на 90%) китайской компании «Мэн Лань Син Хэ», созданная специально под этот проект. Оставшиеся 10% принадлежат российским гражданам Геннадию Шуклину и Александру Копыльцову.

Впрочем, и сама «Мэн Лань Син Хэ» организована в 2010 году двумя китайскими компаниями (текстильным холдингом «Цзян Су Мэн Лань» и харбинской корпорацией «Сириус», производителем энергетического оборудования) специально под реализацию инвестиционных проектов в российском приграничье. Сейчас речь идет о цементном заводе в Амурской области и том самом Амурском НПЗ.

Продукция Амурского НПЗ главным образом (более чем на 86%) должна пойти на экспорт в Китай, для чего проектом предусматривается строительство продуктопроводов от завода до китайского города Хэйхэ. И вот тут начинаются проблемы.

Во-первых, проект действительно не обеспечен сырьем. Инвесторы рассчитывают на строительство отвода от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с возможностью получения нефти с якутских и иркутских месторождений. С соответствующим запросом они обратились к «Транснефти» еще в 2013 году. Однако «Транснефть» решительно против: такой отвод обойдется в 14 млрд рублей, но одного его будет мало. ВСТО просто не предусматривал этих объемов, а раз так, придется или ограничивать в сырье других потребителей Дальнего Востока (Комсомольский НПЗ, Хабаровский НПЗ, перспективная ВНХК под Находкой, экспортный нефтеналивной терминал в порту Козьмино), или расширять всю систему — а это уже 123 млрд рублей необходимых инвестиций, что сопоставимо со стоимостью самого завода. И эти средства «Транснефть» предлагает изыскать самим китайцам. На первом этапе инвесторы рассчитывают на железнодорожные перевозки нефти, но Транссиб там и так перегружен. Более того, у китайцев пока нет даже договоров или гарантий от нефтедобывающих компаний на поставки сырья в нужных объемах.

Во-вторых, проект сомнителен с точки зрения доходности для государства. Так, потери бюджета из-за сокращения экспорта на 6 млн тонн, которые пойдут на завод, с 2019 по 2035 год составят около 43 млрд рублей в налоговых условиях 2015 года, а без учета льгот потери будут достигать 32 млрд рублей.

При этом о замещении сырьевого экспорта отечественным высокотехнологичным прои