Полет бесплатный

Повестка дня
Москва, 28.11.2016
«Эксперт» №48 (1009)

ТАСС

Пассажиры крупнейшего европейского лоукостера Ryanair уже через десять или даже через пять лет смогут летать совершенно бесплатно. С таким сенсационным заявлением выступил гендиректор ирландского авиадискаунтера Майкл O’Лири. По его словам, авиакомпания рассчитывает снизить тарифы за счет сокращения или отмены различных сборов, которые она выплачивает аэропортам. Бесплатные билеты позволят перевозчику заполнять все рейсы на сто процентов. А получение прибыли и увеличение выручки станут возможны благодаря возросшему пассажиропотоку и росту объема покупок пассажиров в расположенных на территории аэропортов магазинах. Впрочем, свести стоимость авиабилетов к нулю повсеместно, добавил O’Лири, не удастся. Например, в лондонском Хитроу и других крупных аэропортах это вряд ли получится. А вот с небольшими европейскими аэропортами, заинтересованными в росте трафика, такое сотрудничество вполне возможно. 

О’Лири также подчеркнул, что снижение тарифов является одной из целей авиакомпании Ryanair. Так, если в 2015 году средняя цена билета на рейсы этого перевозчика составляла 46 евро, то по итогам текущего года она упадет на 10–15%. А пассажиропоток, наоборот, растет. В 2015 году Ryanair перевезла 101,4 млн пассажиров, на 17% больше, чем в 2014-м. В 2016 году компания рассчитывает обслужить уже 119 млн человек. 

Сегодня около четверти доходов Ryanair приходится на дополнительные сервисы: продажи на борту во время полета, аренду автомобилей, бронирование отелей и частного жилья для путешественников. При этом Ryanair взимает со своих партнеров до 10% комиссии, тогда как в других сервисах бронирования она достигает 20%. Тем самым Ryanair смогла заявить о себе еще и на том рынке, который делили между собой четыре крупнейших сервиса: Airbnb, Homeaway, Tripadvisor и Booking.com.

Получится ли у ирландской авиакомпании внедрить стратегию, позволяющую ей обнулить стоимость билетов для пассажиров, пока неизвестно. Хотя в истории Ryanair были случаи, когда она распродавала билеты по 1 евро. Но затем к этому тарифу прибавлялись различные сборы. В частности, компания брала 15 фунтов за каждый килограмм багажа сверх предусмотренной нормы, 60 фунтов за прием на хранение спортивного или музыкального оборудования. За онлайн-регистрацию надо было заплатить пять фунтов, но, если клиент по каким-то причинам не распечатывал свой посадочный талон самостоятельно и приезжал в аэропорт без него, ему приходилось выкладывать еще 40 фунтов. По отдельному тарифу оплачивалась и ручная кладь, а чашка кофе, купленная на борту самолета, стоила 2,5 фунта. 

В связи с этим заявление о бесплатных полетах, по мнению экспертов, можно расценить как эффектный маркетинговый ход. Тем более что O’Лири имеет репутацию мастера по привлечению внимания прессы, производящего с этой целью как можно больше шума. Например, в 2009 году он шокировал британцев сообщением о том, что Ryanair намерена взимать с пассажиров плату в один фунт за посещение бортового туалета. Но после поднявшейся волны возмущения пресс-служба авиакомпании вынуждена была заявить, что гендиректор просто пошутил.

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (1009) 28 ноября 2016
    Вкалывают роботы - счастлив человек
    Содержание:
    Что сулит миру мир интернет-вещей

    Мы стоим на пороге новой экономики: интернет и связанные с ним технологии принципиально преобразят нашу индустриальную, производственную (а не потребительскую) жизнь. Это сулит нам колоссальный рост эффективности. Но что будет с человеком — он будет потреблять или производить и творить?

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама