«Ледокол» российской Арктики

Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ по праву занимает лидирующие позиции среди регионов Арктической зоны РФ. По мере дальнейшего разворачивания на Ямале индустриально-транспортных проектов будет усиливаться и роль округа в освоении Арктики
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА ЯНАО

Сегодня уже мало кто сомневается в том, что XXI век пройдет под знаком Арктики. Можно спорить о темпах процесса освоения заполярных территорий, но именно здесь, по подсчетам Геологической службы США, располагается 22% извлекаемых запасов углеводородов нашей планеты. То, что именно они как минимум еще полвека будут служить основой развития мировой экономики, подтвердил недавний Всемирный энергетический конгресс в Стамбуле. «Спрос на традиционные энергоресурсы поддерживается не только автомобилизацией и электрификацией таких огромных стран и экономик, как Китай, Индия, некоторые другие государства, но и продолжающимся проникновением продукции нефте- и газохимии в самые разные сферы жизни человека, в промышленные процессы», — подчеркнул, выступая на конгрессе, президент России Владимир Путин.

Создание новых центров добычи углеводородов сейчас задают основной темп развитию Арктической зоны РФ. А Ямало-Ненецкий автономный округ, где производится более 80% российского газа, по праву носит звание ее неофициального лидера. Это подтверждается и объемами, и уникальностью реализуемых на Ямале индустриально-транспортных проектов.

Рост по всем направлениям

Согласно федеральной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» до конца нынешнего десятилетия в российской Арктике должны быть запущены в работу 147 наиболее значимых для национальной экономики и развития арктических регионов проектов общей стоимостью почти 5 трлн рублей. Почти треть из них создается на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Их совокупная стоимость превышает 2 трлн рублей.

В недрах ЯНАО и непосредственно примыкающих к его берегам морских акваторий сосредоточено более 147 трлн кубометров природного газа и более 16 млрд тонн нефти. Ямал — основной поставщик углеводородов для регионов России и стран Евросоюза уже более полувека. Но за это время газовые богатства округа была освоены на 12%, а нефтяные — на 5%. Поэтому сейчас на Ямале создаются сразу пять новых центров добычи нефти и газа — Бованенковский, Тамбейский, Каменномысский, Новопортовскийи Мессояхский. Первые три нацелены в основном на добычу газа, два других — на добычу нефти.

Развитие этих проектов упрочит статус Ямала как безальтернативного ресурсного центра страны. Причем это касается не только газа, но и жидких углеводородов. Нынешней весной в Новом Порту «Газпром нефть» ввела в эксплуатацию уникальный арктический терминал «Ворота Арктики» для круглогодичной отгрузки нефти, добываемой на этом месторождении, европейским потребителям. Уже в ближайшие годы Новопортовский добывающий центр будет выведен на плановую добычу 8,5 млн тонн нефти в год. В восточной части округа «Транснефть» заканчивает пуско-наладочные работы на магистральном нефтепроводе Заполярье — Пурпе — Самотлор мощностью перекачки 45 млн тонн в год, по которому нефть с самых северных месторождений Ямала начнет поступать в единую трубопроводную систему России. Нынешней осенью первую нефть в этот

Арктический транспортный коридор

Этот коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, надежно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.

В состав Арктического транспортного коридора «Энергия Арктики», входят шесть звеньев. Первое звено — мост через реку Надым (в сентябре 2015 года введен в эксплуатацию автомобильный мостовой переход). Второе — линейный участок от Надыма до Салехарда (есть проект и договоренности с заинтересованными сторонами). Третье — мост через Обь в районе Салехарда (проект разработан, положительное заключение Главгосэкспертизы получено). Четвертое — путь от станции Обская до станции Бованенково, которая сейчас является конечной точкой железной дороги, построенной «Газпромом» в начале 2000-х для освоения Бованенковского месторождения. Пятое — участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетта (проект разработан, заключено соглашение о строительстве со стратегическим инвестором). Шестое звено — сам новый арктический морской порт Сабетта, открывающий путь всей России в Мировой океан, — уже обеспечивает половину грузооборота по Северному морскому пути.

Ямало-Ненецкий автономный округ является основной "точкой роста" в центральной части российской Арктики и безальтернативным ресурсным центром России
Ямало-Ненецкий автономный округ занимает лидирующее положение в развитии Арктической зоны РФ