Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Министр для роста

2016
ТАСС

От назначенного на минувшей неделе министром экономического развития РФ Максима Орешкина потребуются новые навыки — новые не только для него, начинавшего в Центральном банке, дослужившегося в инвестбанкинге до должности главного экономиста «ВТБ Капитала», а с сентября 2013 года возглавлявшего департамент стратегического планирования Минфина РФ (позже Орешкин стал замминистра финансов РФ). Новые навыки потребуются и самому Министерству экономического развития (МЭР): ведь вопреки своему названию именно развития в перечне его полномочий нет — есть лишь «функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития». Именно анализом и прогнозированием МЭР и занималось долгие годы — в стране по сути не было ведомства, отвечающего за экономический рост как таковой. Какое-то время прогнозы от МЭР воспринимались нормально, но период кризиса и стагнации явно затянулся и стал утомлять и людей, и бизнес, и, похоже, президента. Во всяком случае, почти сразу же после своего назначения Максим Орешкин пообещал разработать комплекс мер, которые снимут структурные ограничения и позволят ускорить экономический рост. «Перед нами стоит очень серьезная задача — обеспечение ускорения темпов экономического роста… нужно реализовать потенциал, который у нас есть, а по моему мнению, потенциал у России очень высокий», — заявил новый министр экономики. Интересно, что прежний руководитель Максима Орешкина министр финансов РФ Антон Силуанов придерживается прямо противоположного подхода — он любит строить планы, исходя из консервативных прогнозов (как емко выразился на одном из форумов этой осенью министр финансов, «оптимизм нам ни к чему»). Удастся ли Максиму Орешкину освободиться от минфиновской парадигмы мышления и развернуть активность, направленную действительно на развитие экономики, мы увидим совсем скоро. В послании Федеральному собранию Владимир Путин поручил правительству уже к маю разработать комплекс мер для ускорения экономического роста — российский ВВП должен к 2019 году увеличиваться темпами не ниже мировых. Сейчас это около 3%. По прогнозам МЭР, сделанным еще при Алексее Улюкаеве, в 2017 году наша экономика вырастет на 0,6%, в 2019-м на 2,1% — но в эти темпы не верят (по разным причинам) ни Минфин, ни Счетная палата. Причем у последней есть существенные претензии к «Прогнозу социально-экономического развития», подготовленному ранее МЭР: Счетную палату смущает состояние внутреннего потребительского спроса. Ведомство Татьяны Голиковой полагает, что это состояние просто не даст ВВП расти даже заявленными темпами. Счетная палата также неоднократно указывала, что в прогнозе отражено финансовое обеспечение проектов по основным направлениям стратегического развития — но какое действие они должны оказать на экономику, МЭР почему-то не оценивает.

Наконец, важная сфера, с которой придется разбираться новому министру, — приватизация и, шире, наполнение бюджета. Напомним, представляя основные направления налоговой политики в октябре этого года, именно Максим Орешкин заявил, что неперечисление дивидендов исходя из 50% чистой прибыли по МСФО госкомпаниями по сути является скрытой субсидией от государства. Орешкин также назвал цифры: в 2015 году Сбербанк, ВТБ, «Роснефть» и «Газпром», по расчетам Минфина, получили в виде такой «субсидии» 400 млрд рублей. Так что его назначение министром экономики можно считать сигналом госкомпаниям: бюджетные нужды больше не получится игнорировать.

«Эксперт» №49 (1010)



    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама