И кругом ветряки

Специальный доклад / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ Индустриальный парк «Заволжье» в Ульяновской области постоянно эволюционирует: от простой промышленной площадки — к части инновационного кластера и в перспективе — к экопарку

Индустриальный парк «Заволжье» — пример успешного государственного гринфилд-парка, инициаторами создания которого были региональные власти, поставившие целью развивать Ульяновскую область как индустриальную, привлекательную для инвесторов, создающих налоговую базу региона и рабочие места. С момента создания парка в 2008 году и до 2015-го в формирование централизованной инженерной и транспортной инфраструктуры область вложила 1,7 млрд рублей. Это позволило привлечь на территорию парка 24 инвестиционных проекта суммарной стоимостью 46 млрд рублей. Среди них станкостроительный завод японско-немецкого концерна DMG Mori, производство автомобильных компонентов мексиканской компании Nemak, пивоваренный завод турецкой компании Efes, производитель молочной продукции «Молвест», фабрика кухонных гарнитуров «Кучина» и др. Отдача от этих проектов многократно превысила бюджетные вложения в обустройство площадки для них: налоговые отчисления резидентов с 2009 по 2015 год составили 10,42 млрд рублей. Опыт «Заволжья» уже тиражируется в десяти муниципалитетах Ульяновской области, причем разрабатываются планы как крупных индустриальных парков, так и небольших, где акцент будет делаться на привлечение предприятий малого бизнеса и компаний, занимающихся сельскохозяйственным производством и переработкой аграрной продукции.

А в перспективе «Заволжье» должно стать промышленной площадкой для еще более масштабного проекта — регионального инновационного кластера «Технологическая долина».

О причинах успеха и перспективах развития парка «Эксперту» рассказал Сергей Васин, генеральный директор АО «Корпорация развития Ульяновской области», управляющей парком.

— «Заволжье» — успешный парк. Но наверняка вы знаете примеры неуспешных проектов такого рода. Что вас отличает от них?

— Действительно, есть парки, для которых в чистом поле создана инфраструктура, включая дороги, инженерные сети и сооружения, но эти площадки пустуют. Потому что ни в коем случае нельзя сначала застраивать территорию, а потом бегать искать инвесторов. Маркетинг территории должен идти параллельно и даже опережать строительство инфраструктуры

— То есть сразу надо понимать, кто может прийти в парк?

— Не просто понимать, желательно уже найти первых резидентов. Мы так и сделали, когда организовывали «Заволжье». И работали параллельно: мы формировали инфраструктуру, а они строили заводы

— Кто эти резиденты?

— Американская компания Mars и пивной завод Miller. Кстати, наши резиденты сами часто выходят с инициативой расширения присутствия на нашей площадке — например, Mars начинал с одного проекта, а теперь их уже четыре.

— Считается, что успех парка обеспечивается триадой факторов, связанных с местоположением: близость к источнику мобильной рабочей силы, транспортная доступность, близость либо к рынкам сырья или продукции. В чем ваши преимущества?

— Конечно, все это у нас присутствует. У нашего индустриального парка выгодное расположение — на федеральной трассе, ведущей из Ульяновска в Самару. А что касается близос