Все тайное станет явным

Экономика и финансы / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ БИЗНЕСА Институт швейцарской банковской тайны стремительно размывается. Нерезиденты Конфедерации окончательно лишатся возможности пользоваться им с 2018 года — если к этому сроку Швейцария утвердит свое присоединение к новому единому стандарту ОЭСР по обмену налоговой информацией
ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Совсем скоро будет введен Единый стандарт по обмену налоговой информацией ОЭСР в автоматическом режиме (Common Reporting Standard, CRS). На сегодня соблюдать его обязались около ста государств, в том числе различные юрисдикции, предлагающие офшорные финансовые услуги. Более половины стран, среди которых Великобритания и государства — члены Евросоюза, уже в этом году соберут воедино банковские сведения, а с 2017-го начнут обмен данными. Россия и Швейцария планируют осуществлять информационный обмен о трансграничных финансовых счетах начиная с 2018 года. Парламент Швейцарской Конфедерации уже принял национальные правовые положения по автоматическому обмену информацией (АОИ) и по спонтанному обмену информацией (СОИ). По планам Федерального совета Швейцарии, они должны вступить в силу в начале будущего года. Так что информационный обмен может начаться даже в следующем году.

В октябре 2016 года темпы прироста внесения средств на депозиты составили ноль процентов в месячном сопоставлении.
Повестка дня

Вступление наших стран в договорную программу требует от физических и юридических лиц, имеющих счета в России и Швейцарии, а также связанных двусторонними банковскими операциями, определенной подготовки.

Суть новации: информационный обмен без запроса

Цель ведущих стран ОЭСР — достичь максимальной прозрачности в налоговых вопросах. Территориальные границы перестанут быть препятствием для регуляторов и фискальных служб. Для этого и разработаны такие инструменты, как АОИ и СОИ, которые затронут физических и юридических лиц и предприятия по всему миру.

О том, какие подходы существуют к банковской тайне на Западе и насколько они применимы в России, "Эксперт" попросил рассказать заведующего кафедрой уголовного права Государственного университета - Высшей школы экономики доктора юридических наук Альфреда Жалинского
Яна Галухина

Развитие процесса обмена информацией идет следующим образом. Заключенные или пересмотренные за последние годы соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), как правило, включают в себя расширенную статью об оказании административной помощи: по ходатайству одной страны может состояться обмен всей информацией, теоретически имеющей значение для налогообложения в странах — участницах договора. Если соответствующее соглашение это предусматривает, Швейцария по ходатайству оказывает административную помощь не только в случае налоговых махинаций (как было раньше), но и в случае подозрения в уклонении от уплаты налогов или для общих налоговых начислений в другом государстве. В поправке к соглашению с Россией банковская тайна перестала иметь абсолютный характер уже с 2013 года. В той же поправке оговаривается запрет на так называемое выуживание информации, не имеющее прямого отношения к налогообложению. Помимо более 50 СИДН Швейцария дополнительно подписала 10 соглашений об обмене налоговой информацией со странами, не входящим

При подготовке статьи автор, в частности, опирался на результаты анализа, проведенного швейцарским налоговым экспертом Марко Гретером из ADB Altorfer Duss & Beilstein (Цюрих), а также на данные исследования частного банковского сектора, проведенного университетом Санкт-Галлена совместно с консалтинговой компанией KPMG

Перевод с немецкого: Анастасия Сорвачева

 

Налоговой службе России не надо будет посылать запрос в Швейцарию, есть ли у резидента РФ господина Иванова счет в швейцарском банке. Эта информация и без всякого запроса потечет в Россию

Граждане Швейцарии, выступающие против автоматического и спонтанного обмена информацией, могут, собрав 50 тысяч подписей, организовать референдум

 

Хроника банковской тайны Швейцарии, от рождения до…

 

XIX век. Начал действовать негласный закон о неразглашении тайны переговоров и дел частных банков Швейцарии.

1932 год. В Париже арестован швейцарский банкир, у которого с собой был список клиентов. Становятся известны имена вкладчиков, среди них семья Пежо. Следствием этого прецедента стала законодательная инициатива о введении института банковской тайны.

1934–1935 годы. Официально принимается и вступает в силу закон о сохранении банковской тайны, часто называемый «законом о банках»

1943 год. На Швейцарию оказывают давление союзники, прежде всего США, по вопросу «золота Рейха» и немецких счетов.
Конец 1940-х годов. Под давлением стран-союзников банковская тайна частично ослабляется в том, что касается «золота Рейха». Имена германских вкладчиков Швейцарии удается удержать в тайне, что позволяет «держать нарушение в рамках».

Начало 1960-х годов. Против Швейцарии ведется массированная международная кампания по вопросу «безвестных капиталов». По крайней мере, часть вложений относилась на счет жертв холокоста. В результате давления швейцарские банки начали расследования по вопросам «безвестных счетов» и назначили по ним срок давности. По истечении этого срока прошла повторная дискуссия, результатом которой стало учреждение благотворительного фонда в пользу пострадавших.

1966 год. ОЭСР начинает критику Швейцарии: бытует мнение, что страна предоставляет поддержку «налоговым беженцам»

1977 год. Первый скандал в связи с банковскими манипуляциями, приведший к миллиардным потерям и названный по имени сберкассы «Кьяссо-скандалом». Социалистическая партия Швейцарии инициирует референдум по вопросу отмены банковской тайны.

1984 год. На референдуме 74% населения голосует за сохранение банковской тайны.

Начало 1990-х годов. ОЭСР выступает против «налогового соревнования» государств.

1996 год. «Большая семерка» принимает решение о претворении инициативы ОЭСР в жизнь. Составляются черные списки стран, не готовых к сотрудничеству. Швейцарии удалось не попасть в эти списки. При детальном рассмотрении этот факт удивления не вызывает, так как страна, как и все другие члены ОЭСР, принимала участие в определении критериев налогового оазиса. В итоге в черном списке оказалось около 40 государств. Ни одно из них не было членом ОЭСР.

Конец 1990-х годов. Государства из черных списков используют для своей защиты оружие, разработанное самой ОЭСР. Остров Мэн в Ирландском море заявляет, что готов выполнить требования об информационном обмене и прозрачности данных, если эти же требования выполнят все страны ОЭСР. Тем самым маленький остров обрубил инициативу на корню — всем становится ясно, что Швейцария никогда добровольно не откажется от банковской тайны.

2001–2009 годы. В течение двух сроков Джорджа Буша на посту президента США процесс воплощения налоговой инициативы в жизнь замедляется.

2002 год. Каспар Филлигер, на тот момент федеральный президент Швейцарской Конфедерации, заявляет ЕС, что банковская тайна не является предметом переговоров. В тот же год всем сторонникам информационного обмена становится ясно, что швейцарская банковская тайна — основная помеха на пути к международной прозрачности в налоговых делах. Швейцария попадает под удары критики.

2005 год. Пьер Мирабо, в то время президент Союза швейцарских банкиров, заявляет, что швейцарская банковская тайна останется нерушимой еще как минимум пятнадцать лет.

2007 год. В Конгресс США вносится законопроект об ужесточении мер против налоговых оазисов. Впервые в тексте называется Швейцария. Один из авторов законопроекта — Барак Обама.

2008 год. Становится официально известно, что органы юстиции США ведут расследование против одного из крупнейших швейцарских банков — UBS — по делу об уходе от налогов граждан США, имеющих счета в этом банке.

Январь 2009 года. Барак Обама становится президентом США. Оживление на пути воплощения в жизнь идеи информационного обмена.

Февраль 2009 года. Швейцарская Федеральная служба по надзору за финансовыми рынками в установленный США срок и под их давлением все-таки передает американским властям запрошенные ими данные о нескольких сотнях клиентов банка UBS — граждан США и разрешает выплату 780 млн долларов США в качестве компенсации за «неправомерным путем полученную прибыль». Фактически впервые происходит официально одобренное нарушение швейцарской банковской тайны, хотя и по предусмотренным законодательством Швейцарии причинам. Банковская тайна перестает быть безусловной.

2009–2014 годы. Проходит череда расследований и процессов против UBS и некоторых швейцарских банков в США, потом в Германии, а потом в Великобритании, закончившаяся миллиардными штрафами, передачей органам юстиции соответствующих стран данных о тысячах подозреваемых в уходе от налогов клиентах швейцарских банков, закрытием и слиянием ряда банков и огромными потерями в банковском секторе Швейцарии. Банковская тайна сохраняется лишь в ограниченном виде.

6 мая 2014 года. Швейцария подписывает соглашение о присоединении к новому единому стандарту Организации экономического сотрудничества и развития об автоматическом и спонтанном обмене информацией, что фактически означает завуалированное согласие с полной отменой банковской тайны.

2016–2017 годы. Подготовка данных о юридических и физических клиентах швейцарских банков, занимающихся международными трансакциями, для начала автоматического и спонтанного обмена информацией.

2018 год. Предварительная дата окончания действия банковской тайны в международном плане в связи с началом АОИ и СОИ. В самой Швейцарии банковская тайна продолжает действовать для резидентов страны, ведущих только внутренние банковские операции, и охраняется статьей 47 федерального закона Швейцарии о банках и сберегательных кассах.