Базара нет

Эксперт-авто / РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК После некоторого спада вторичный рынок автомобилей в России вновь пошел на разгон. Меры по усилению прозрачности продаж машин с пробегом сделают его рост еще более динамичным
ТАСС

В отличие от рынка новых автомобилей продажи машин с пробегом в России начали расти. Согласно данным компании «Автостат», опубликованным на прошлой неделе, в ноябре этот рынок вырос на 11,9%, до 447 тыс. единиц. Таким образом был переломлен негативный тренд, наметившийся в начале осени: в сентябре и октябре продажи показывали отрицательную динамику (соответственно на –0,1 и –2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года).

Несмотря на незначительный спад этой осенью, в целом рынок автомобилей с пробегом в нашей стране развивается весьма динамично. За последние семь лет его объем увеличился более чем на 80%, с 3,5 млн в 2009-м до 5,2 млн — таков, как ожидается, будет итог текущего года (см. график 1).

Самым тяжелым стал прошлый год: продажи сократились на 19%, до 4,9 млн машин. Падение было довольно ощутимым, однако все же не таким драматичным, как обрушение продаж новых автомобилей, которое, напомним, по итогам прошлого года составило 45%.

Сейчас уже понятно, что вторичный рынок автомобилей достойно выдержал удар и вновь стремится вверх. По данным «Автостата», за 11 месяцев текущего года его объем достиг 4,7 млн штук, почти на 7% больше, чем год назад. И, судя по всему, увеличение продаж машин с пробегом — долгосрочный тренд: например, по прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в следующем году рынок легко преодолеет отметку 6 млн единиц, то есть вырастет более чем на 15% (см. график 1).

Обгон по всем показателям

Общий размер российского автопарка сейчас превышает 40 млн машин, и он продолжает расти на 3–4% в год. С одной стороны, рост продаж на вторичном рынке обусловлен общим ростом автопарка. С другой — этот рынок подталкивает вверх кризис и снижение платежеспособного спроса на рынке новых автомобилей.

В штучном выражении продажи автомобилей с пробегом превышают рынок новых машин уже многократно. Так, в 2009 году в России было продано 3,5 млн подержанных машин, в то время как новых — 1,4 млн, то есть чуть более чем вдвое меньше. По итогам же прошлого года разница уже выросла почти до пятикратных показателей (5,2 млн против 1,4 млн).

А с недавних пор рынок подержанных машин обгоняет рынок новых и в денежном выражении. Еще несколько лет назад ситуация была другая: ведь средняя цена нового и подержанного автомобиля всегда сильно отличалась: например, в 2014 году средний новый автомобиль в РФ стоил 977 тыс. рублей, в то время как средняя машина с пробегом покупалась за 336 тыс. рублей.

Однако по итогам прошлого года совокупный объем вторичного рынка впервые превысил объем рынка первичного: по данным PwC, по итогам 2015 года он составил 1,8 млрд рублей против 1,5 млрд рублей. И это при том, что разница в средней цене еще больше увеличилась: в прошлом году новые машины в России покупали в среднем за 1,1 млн рублей, а подержанные — за 370 тыс. рублей.

Разворот российских марок

Интересно взглянуть и на расстановку сил с точки зрения самых популярных марок. Здесь основной тренд — медленное, но неумолимое вымывание российских автомобилей.

Хотя н