Культура: Офлайн не сдается и выигрывает

Тема недели / Итоги года В этом году страх, что виртуальные аналоги культурных ценностей полностью поглотят все, что происходит в режиме офлайн, полностью рассеялись
Василий Кузьмиченок/ТАСС
Макро: Экономический кризис вчерне завершен
Промышленный спад сменился ростом, прекратилось сжатие ВВП и личных доходов. Застрельщиком новой волны роста может стать несырьевой экспорт, хотя это противоестественно
Бизнес: Настоящее импортозамещение еще впереди
Один из главных отраслевых трендов уходящего года — продолжающееся импортозамещение на продовольственном рынке
Финансы: Заманчивые облигации
Фондовый рынок стоит на пороге ренессанса — это стало очевидно в 2016 году
Технологии: Ставка на проточемпионов
Институты взращивания инноваций на российской почве показали невысокую эффективность
Политика: Финиш глобализации
В 2016 году мы стали свидетелями серии финальных аккордов глобализации под руководством старых западных элит

В этом году страх, что виртуальные аналоги культурных ценностей полностью поглотят все, что происходит в режиме офлайн, полностью рассеялись. Культурная деятельность в ее традиционных форматах достигла еще никем не подсчитанных и вряд ли поддающихся каким-то измерениям, но все-таки невероятных высот. Казалось бы, что стоит полюбоваться картинам художника Серова, или Айвазовского, или Рафаэля в интернете. Нет, этого недостаточно. Люди хотят прийти в музей и увидеть полотна в их первозданном виде. Ради этого они готовы не только тратить деньги на билеты, но и стоять в немыслимых очередях — от этого в повседневной жизни мы все уж давно отвыкли. Выставки, концентрирующие в себе культуру материальную и, таким образом, стоящие на передовой противостояния виртуальной культуре, отработали формат взаимодействия с публикой почти до совершенства.

В Москве проходит целый ряд захватывающих выставок, представляющих как живопись, так и объекты, связанные с тем или иным историческим периодом. Сейчас планка качества выставок необычайно высока, и опускать ее никто не собирается. В этом году запустился новый частный музей — Музей русского импрессионизма, в соответствии с новейшими достижениями переформатировался еще один частный музей — Институт русского реалистического искусства. Мы видим, как предприниматели следуют по стопам великих русских меценатов, вкладываясь в изобразительное искусство, вокруг которого возникает еще необозримое множество форматов. В первую очередь лекции. Сейчас это едва ли не самый сильный повод прийти в то или иное место. Люди хотят просвещаться именно таким, почти архаическим образом, тогда как в Сети существует невообразимое количество записей тех же самых лекций. Для большинства становится важным не только получить знания, но и продемонстрировать процесс получения знаний. По одной из версий, это может быть связано с тем, что люди, добившись какого-то уровня благосостояния, принимают возрожденческую модель поведения. Они хотят показать, что действительно достойны денег, которыми обладают. Во многом на это влияет и такая форма публичности как соцсети. Фотографии с попоек — в этом что-то есть, но все-таки те, что были сделаны на «Пионерских чтениях», получают куда больше лайков.

Писатель и его Instagram, Teleg