На пороге китайцы и поколение Y

Русский бизнес / ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК Подъем на рынке индивидуального туризма оживил российский гостиничный рынок. Наиболее динамично в ближайшее время будут развиваться отели, практикующие современный подход к размещению — многофункциональность, лаконичность, удобство
ТАСС

Российский гостиничный рынок начинает выкарабкиваться из кризиса: по подсчетам компании Cushman & Wakefield, в прошлом году загрузка столичных отелей достигла рекордных за последние десять лет показателей — почти 69,6%, что на 5,9% выше результата 2015-го. Таких рубежей рынок достигал лишь в 2006 году, когда был зафиксирован средний уровень загрузки отелей 72%. Помимо столицы оживают и крупные региональные и туристические центры — Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Алтай, — где средняя загрузка отелей стремится к московским показателям.

Причина оживления на рынке в большей степени связана с ростом индивидуального туризма — как внутрироссийского, так и въездного.

В то же время предложение новых гостиничных номеров существенно не выросло: по данным Cushman & Wakefield, объем рынка качественного предложения, в частности в Москве, в 2016 году увеличился всего на 2,8% (471 номер «нетто», учитывая закрытие ряда гостиниц на реконструкцию).

Запрет на полеты в Турцию и Египет, а также девальвация рубля привели к тому, что россияне стали меньше ездить за рубеж. Платежеспособный спрос переключился на внутренние направления: в первую очередь туристы потянулись в города, где есть что посмотреть, развлечься (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.) и курортные места (Алтай, озеро Байкал, Сочи, загородные отели, причем не только вокруг столиц и крупных городов, но и «вдоль рек» — в Волгоградской, Астраханской областях и т. д.).

Активизировались и иностранные туристы, для которых после девальвации рубля отдых в России стал очень дешевым по сравнению с Европой, Америкой и другими направлениями, экономика которых завязана на курс евро или доллара. Главное событие последних лет — значительный приток гостей из Китая (они уже доминируют по доле в структуре иностранных туристов), а также туристов из стран Ближнего Востока, в частности Ирана. Причем китайцы посещают не только традиционно туристические Москву и Санкт-Петербург, но и города «красного пояса» — Ульяновск, Волгоград, — а в летние месяцы оккупируют гостиницы на Байкале. По словам отельеров, на лето большая часть байкальских гостиниц традиционно бронируется китайцами еще зимой.

Менее очевидна сегодняшняя ситуация с корпоративным туризмом, который тоже постепенно начинает восстанавливаться, однако пока не имеет столь заметного влияния на рост заполняемости отелей. Если в столице и крупных региональных центрах доля бизнес-гостей достаточно велика, то в регионах корпоративный спрос пока еще далек от восстановления из-за существенного сокращения деловой активности во время кризиса, резкого уменьшения числа больших корпоративных мероприятий, выставок и конференций. Генеральный директор сети отелей Cronwell Алексей Мусакин, в частности, приводит в пример Астрахань, где традиционно был высок спрос на гостиницы со стороны нефтяников прикаспийского региона, однако в кризис он резко сократился, и заполняемость отелей до сих пор составляет 35–40%. Оживленнее в тех городах, где слабая отельная база, но есть потенциал р

Основная доля иностранных туристов в Москве - китайцы. Предложение отелей среднего и экономического формата растет больше других.
Загрузка столичных отелей за последние два года заметно выросла
За два годы цены выросли в среднем 10%. Выраженная сезонность на гостинечном рынке