«Платон» подводит государство

Русский бизнес
ТРАНСПОРТ
«Эксперт» №5 (1015) 30 января 2017
Первый год работы системы сбора платежей с грузовых автомобилей «Платон» привел к убыткам и бизнеса, и бюджетов — федерального и регионального. Ущерб будет намного больше, если систему «Платон» распространят на региональные и муниципальные дороги, как того хочет Минтранс
«Платон» подводит государство

Система автоматизированного сбора платежей с большегрузных автомобилей на федеральных трассах «Платон» действует уже полтора года, но не оставляет в покое ни владельцев большегрузных автомобилей, ни товаропроизводителей. В январе несколько фур протаранили шлагбаум на пункте пропуска Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, обеспечив тем самым на некоторое время бесплатный проезд всем желающим.

Система оплаты за проезд по федеральным дорогам стала «лакмусовой бумажкой» для рынка грузоперевозок — острая конкуренция, рост цен на топливо и запчасти, «серые» дальнобойщики
Оксана Павлова

Этот акт неповиновения не был массовым, как всем памятные протесты владельцев грузовиков в 2015 году, но он свидетельствует, что в результате уступок, на которые пошла власть (временное снижение платы за проезд и возможность возврата части платежа через налоговый вычет), предприниматели не утратили ощущения несправедливости от двойного, как ни крути, налогообложения. Поэтому предстоящее уже в апреле двукратное повышение сбора «за причинение ущерба федеральным трассам» по системе «Платон» с 1,5 до 3,06 рубля километр, надо полагать, не пройдет бесшумно.

Но Минтранс все равно намерен пойти еще дальше и распространить практику взимания платежей по системе «Платон» за проезды большегрузов на региональные и муниципальные трассы, что лишь умножит уже возникшие проблемы. Более того, министерство и вовсе мечтает, чтобы в дальнейшем большинство нынешних автогрузов доставляли поездами и пароходами.

Бюджет не сходится

Владельца оператора системы «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Игоря Ротенберга вряд ли порадовали итоги первого года работы, которые подводили еще в декабре. В системе «Платон» к концу 2016 года зарегистрировалось лишь около 780 тыс. владельцев автомобилей грузоподъемностью 12 тонн, с которых собрали чуть более 18 млрд рублей. По проекту задумывалось, что с 1,5 млн автовладельцев будут собирать около 50 млрд рублей в год, этого должно было хватить и на возведение на федеральных трассах мостов в семи регионах (Нижегородская, Ростовская, Самарская области, Республика Башкоркостан, Алтай и др.), и на концессионную выплату оператору, который вложил 29 млрд рублей в создание информационной системы и закупку дорожной контрольной техники, взяв кредит в Газпромбанке в размере 27 млрд рублей. Однако многократные массовые акции протеста дальнобойщиков и возмущение отраслевых объединений спутали планы, и правительство вынужденно пошло на уступки, снизив в 2015 году заложенную в проекте создания «Платона» плату в 3,06 рубля за километр до полутора рублей. Чиновники не решились поднимать (как они говорят, возвращать к исходному значению) тариф в прошлом году, однако в 2017-м его неизбежно повысят, поскольку баланс «Платона» явно не сходится. По концессионному соглашению «РТ-Инвест Транспортные системы» как оператор «Платона» получает ежегодно почти 10 млрд рублей независимо от того, сколько он соберет денег, направляемых