В парном разряде

Русский бизнес / Новый бизнес — Дайте совет: что нужно, чтобы выйти на рынок? — В онлайн можно выйти с чем угодно, потому что не нужно платить за аренду и зарплату продавцам. Достаточно соцсетей и платформ для продажи вроде «Ярмарки мастеров», «Ламбада маркет», Etsy.com

В истории фактически семейного и домашнего бизнеса Soroko Fabrica любопытен путь предпринимателей — от способа, которым они целенаправленно выбирали свое дело, до организации производства, которое уже вышло на окупаемость. Ассортимент — всевозможные сумки, рюкзаки, портмоне, аксессуары из кожи. Заказчики тоже разнообразные: от частных лиц до ищущих оригинальные подарки корпораций и озаботившихся именными аксессуарами ресторанов, которым нужна атрибутика под разные нужды (например, «мясному» ресторану понадобились настольное покрытие из кожи и чехлы для ножей).

История

Футболки с тремя богатырями продавались неплохо — маржа в процентах могла бы впечатлить самых искушенных бизнесменов. Только масса прибыли была копеечной, притом что дело было довольно суетливым — сырье приходилось собирать по разным поставщикам, торговаться, договариваться; до конечного вида полуфабрикат доводили тоже в разных местах. С такой зависимостью от широкого круга лиц и расстояний КПД бизнеса стремительно летит вниз. И встал вопрос: если не футболки, то что? Никита Сороко подошел к его решению технически: создал в Excel таблицу и начал заполнять ее идеями. Какие-то брал из окружающего пространства, что-то — адресовав запрос интернету. «Первый столбец заполнял кратко: суть идеи в трех словах; второй столбец — большее развертывание; третий — где это может примениться; четвертый — что лично мне нравится в этой идее, что нравится в ней моему партнеру, что в ней не нравится. Плюсы и минусы, плюсы и минусы…» — вспоминает предприниматель.

«Мы шли от обратного, то есть минимум инвестиций, максимум удовольствия», — рассказывает Никита. Но идея вышла на ловца сама — в метро, в виде интересного рюкзака у пассажира. «А почему бы и нет? Прикольно», — решил Никита. Партнер Никиты по бизнес-начинаниям — его девушка Екатерина Цмокилина. От бизнеса, как от производства футболок и кожевенного дела, она далека: всегда находилась по другую сторону прилавка — как покупатель. Работала и работает в банке, тем не менее такие направления банковской деятельности, как «стартапы», «финансы и реальное производство» — предметы для Кати столь же далекие. Но Никита ее убедил: «Мне нравится работать руками, и я просто привел доводы, что сейчас нужно что-то именно производить. В этом деле мы не зависим от поставщиков, здесь нет размеров, с которыми мы намучались, когда футболками занимались. У нас кожа хранится рулонами. Пришел заказ — я кожу достал, изготовил, убрал. Смотрю на многих своих ровесников. Сейчас все хотят рубить деньги прямо вот так, сразу. Никто не хочет вкладываться и работать».

Лучше советских технических книг ничего нет

Чтобы освоить новое дело, Никита Сороко начал с книг. «В интернете ничего толкового не нашлось. Я в библиотеку пошел. Изучил много японских книг и наших старых советских. Все промышленное оборудование, в общем, “выучил” по книгам восьмидесятых годов. Любое техническое производство можно изучить только по книгам, которые были выпущены в Советском Союзе, — лучше них ни