Зальют жидким газом

Русский бизнес
Москва, 06.02.2017
«Эксперт» №6 (1016)
Российский «Криогаз», выстроив экспортную модель продажи сжиженного газа, теперь надеется завоевать внутренний рынок

ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЗПРОМБАНКОМ

На Балтийском море запущен паром, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Судно Megastar принадлежит эстонскому оператору Tallink — одному из крупнейших перевозчиков Балтики. Поставщиком сжиженного газа для парома стала российская компания «Криогаз» (принадлежит Газпромбанку). Для балтийского рынка это один из первых опытов использования СПГ в качестве газомоторного топлива. Со временем, если практика окажется успешной, огромный рынок судоперевозок может стать очередной нишей для малотоннажного СПГ.

Несмотря на ожидания, что сжиженный природный газ (СПГ) будет замещать российское топливо на европейских рынках, снижение цен позволило удержать и даже нарастить долю Газпрома в Европе
Анна Королева

А для российских производителей газа (сейчас в стране таких компаний не больше десятка) эта ниша, пока только формирующаяся, может стать очередным мощным драйвером роста. Причем кроме самих газовиков на этом рынке смогут заработать и российские машиностроительные компании — производители СПГ-установок, газовозов и систем регазификации. В России выпуском установок сжижения занимается «Криогенмаш», турбин и компрессоров — «РЭП Холдинг».

Найди свой рынок

Сжиженный природный газ получается путем охлаждения метана до −162 °C. В процессе сжижения плотность газа увеличивается почти в 600 раз, что позволяет удобно и безопасно его хранить и транспортировать. Технология известна уже больше века, однако массовым товаром СПГ стал в последние десятилетия, а особенно активно мировой рынок СПГ растет в последние годы. Так, компания Shell ожидает, что за период с 2015-го по 2030 год мировой СПГ-рынок вырастет на 84%, с 250 млн до 460 млн тонн.

Но необходимо учитывать, что у разных по мощности СПГ-установок различные рынки сбыта, и развиваются они тоже по-разному. Крупнотоннажные СПГ-заводы работают для обеспечения сжиженным газом целых государств. Например, СПГ-завод на Сахалине сжижает газ миллиардами кубометров и отправляет его специальными танкерами-газовозами на близлежащий рынок АТР — в Японию и Южную Корею. А за европейский рынок газа идет ожесточенная борьба между Катаром и Алжиром, производящими СПГ, и Россией, поставляющей туда трубопроводный газ. Крупнотоннажный СПГ — это способ транспортировки газа на большие расстояния, из-за которых производителю выгоднее построить терминал и газовозы, нежели класть дорогостоящую трубу и строить газоперекачивающие станции. Расчеты показывают, что СПГ выигрывает у трубного газа при расстоянии доставки более 2000–2500 километров.

Средне- и малотоннажный СПГ меньше привязан к морю и нацелен на спрос локальных рынков. Главный его потребитель — автотранспорт, а в перспективе — речные и морские суда, локомотивы, сельскохозяйственная техника, зоны, где отсутствует сетевой газ (и вряд ли когда-либо появится). То есть в этом случае газ часто выступает заменителем дизельного топлива и мазута. Но для того, чтобы заменить дизель или мазут на СПГ, необхо

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (1016) 6 февраля 2017
    Крах перемирия
    Содержание:
    Смерть вернулась на Донбасс

    За чьи интересы снова гибнут русские и украинцы в гражданской войне

    Главная новость
    Разное
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама