Минтранс топит скидки

Русский бизнес / РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ Минтранс не оставляет попыток возродить в России речные перевозки. На этот раз ведомство предлагает запретить скидки на железнодорожные перевозки в сезон летней навигации
ТАСС

Министерство транспорта предлагает запретить скидки на железнодорожные грузовые перевозки в сезон летней навигации. Об этом заявил замглавы Росморречфлота Виктор Вовк. Предполагается, что такой запрет станет мерой поддержки речного транспорта, который в настоящее время — да и все постсоветские годы — переживает не лучшие времена. Отметим, что это уже не первая правительственная инициатива, направленная на поддержку речников.

Рост цен на энергоносители существенно повысил привлекательность европейского речного транспорта. В ближайшие годы реки и каналы Германии могут стать главными транспортными путями Европы — если немецкое правительство решится модернизировать национальную водную транспортную сеть
Сергей Сумленный

Так, нынешние тарифные инициативы прямо проистекают из поручения, данного президентом Владимиром Путиным по итогам заседания Госсовета по развитию внутренних водных путей в августе 2016 года. Глава государства тогда поручил проанализировать целесообразность введения надбавок к стоимости перевозок на автомобильных и железных дорогах в высокий речной сезон. Ранее министр транспорта Максим Соколов объявил о наличии планов строительства мультимодальных логистических центров в Москве и Ростове-на-Дону по образу и подобию уже сооруженного комплекса в Свияжске под Казанью.

Эти комплексы, по замыслу министра, дадут возможность расширить использование внутренних водных путей для перевозки грузов (см. «Возвращение реки», «Эксперт» № 6 за 2016 год). В общем, за развитие внутреннего водного транспорта в России взялись со всей основательностью. Но вот тарифное стимулирование речных перевозок оказалось новинкой.

Спасение утопающих

Зачем потребовались меры поддержки речного транспорта? Теоретически он имеет в России довольно большой потенциал: страна располагает свыше 114 тыс. километров судоходных речных путей, и в европейской части из них даже сформировалась достаточно разветвленная и связная сплошная сеть. Однако этот потенциал катастрофически недоиспользуется. Так, по данным Росстата, объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в России по итогам 2015 года составил 121 млн тонн, из которых 17 млн пришлось на северный завоз. Для сравнения: в 1990 году речники перевезли 562 млн тонн — в 4,6 раза больше (см. график 1). Сегодня речники принимают на себя не более 1–1,5% общего объема грузовых перевозок страны. Неудивительно, что еще в 2008 году Владимир Путин назвал это «недопустимо малой цифрой».

Речной флот страны только за последние пятнадцать лет сократился с 33,7 тыс. до 16,9 тыс. единиц (см. график 2). И даже тот, что пока еще остается в строю, производит удручающее впечатление: 46% судов спущены на воду еще до 1980 года и всего лишь 19% — после 2000-го. Количество находящихся в эксплуатации речных грузовых причалов в России только за 2000–2015 годы сократилось с 758 до 610 единиц. Но и у тех перегрузочные мощности фактически используются не более чем на 35–40%. Однако это еще не всё. Речной транспорт не

Перевозки грузов разными видами транспорта. Речной флот России
Контейнерные перевозки различными видами транспорта