Суровая русская мечта

Русский бизнес / НОВЫЙ БИЗНЕС — Какой совет можете дать по организации бизнеса? — Не бояться идти в машиностроение — как молодежи, так и инвесторам. Это прочный фундамент на многие десятилетия, хотя срок возврата инвестиций — более пяти лет. Но обратите внимание на команду, на корпоративную и производственную культуру, на порядочность и честность окружения.

«Мы сами варили, сами бетон месили. Тогда мы жили в палатке, на производстве. Потому что денег не было даже на то, чтобы уехать на трамвае», — смеются основатели группы компаний в сфере промышленной химико-термической обработки — «Уралтермопром», «Уралтермопромлаб», Пермский завод термической обработки (ПЗТО), «ПЗТО-Логистик», ПЗТО-М. Вспоминают, как начали платить себе зарплату аж пять тысяч рублей в месяц, а потом и десять тысяч, и пятнадцать.

В итоге — пять компаний за четыре года. И это первый коммерческий проект в России по термической обработке на аутсорсинге. Им удалось изменить географию закупки крупных компаний и переориентировать на себя их запросы, ранее адресованные в Италию и Германию, предложить качество и гарантии ничуть не ниже, превратиться в налогоплательщика для родного пермского региона. И это при мощном конкуренте, который находится под боком. Новая русская мечта выглядит, пожалуй, именно так.

«В России практически нет хороших термичек. Когда валютный курс был нормальный, все потребители закупались за рубежом. И это было проще, чем искать термичку в России. Да, у нас раньше строились большие заводы и при них всегда была термообработка. Но содержать термичку, тем более на старом оборудовании, невыгодно. Если у тебя нет оборотов постоянных, то оборудование неделю поработало, потом три стоит. А еще заводы — это бюрократия, амебность, куча накладных расходов. Это отсутствие культуры производства, все трещит, непонятного качества. Все это потом в скважинах ломается. И было проще купить за границей. Мы же даем гарантии качества и скорость Новые большие предприятия на сторону не работают, у них все загружено. А у нас узкая специализация и полторы сотни договоров», — говорит сооснователь группы ПЗТО Алексей Зубахин. «Это совершенно новая концепция для машиностроителей России — получать полуфабрикат гарантированного качества у одного поставщика. Благодаря им есть возможность сокращения основных технологических циклов — заготовительного, обрабатывающего, а также вспомогательных циклов — логистики, хранения, контроля качества подготовительных этапов; операционных циклов», — добавляет Дмитрий Анищенко.

Клиенты — судостроение, машиностроение, химическая отрасль, «Радиосервис», нефтяные сервисные компании, «Новомет», ПНИИТИ, «Снабречфлот», Пермская компания нефтяного машиностроения, «Газнефтемаш». Собираются выходить за рубеж, благо курс рубля этому способствует.

Их история

«Мы работали на заводе, самокаты собирали. Потом сотовыми телефонами торговали. Дмитрий Игоревич (Анищенко) у нас таксистом, охранником был. Потом мы инертными материалами торговали довольно неплохо — песок, щебень, пока кризис 2008 года не “шлепнул”», — вспоминает Алексей Зубахин. «Потом мы с Викторовичем (Зубахиным) торговали торфом. Озеленением занимались. Показательным объектом у нас был “Парк камней”, например (сквер имени 250-летия Перми — неофициально его называют из-за собрания в нем образцов горных пород, встречающихся на всем Западном Урале. — “Эксперт”). К