Умеренность и аккуратность

Тема недели / ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА В соревновании за самый низкий уровень долга Россия уверенно лидирует, долговая политика Минфина на ближайшие три года сосредоточена на рублевых ОФЗ для всех, включая иностранцев. Экономический рост по-прежнему не является целью — да и особого роста Минфин не ждет
ТАСС

Минфин ринулся в пучину неизведанного — разумеется, умеренно и аккуратно, как всегда действует это ведомство. «В 2017–2019 гг. государственная долговая политика будет реализовываться в принципиально иных условиях», — говорится в «Основных направлениях государственной долговой политики», опубликованных Минфином на минувшей неделе. Ведомство Антона Силуанова беспокоит, что ВВП будет расти медленно — ведь это чревато рисками для федерального бюджета. «Новой реальностью для России станет ситуация финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников», — говорится в документе.

Логика сжатия бюджетной и финансовой системы страны ведет не к выходу из кризиса, а в депрессию. Чтобы достичь быстрого и долгого экономического роста, нужны крупные решения, дающие десятки триллионов рублей новых инвестиций
Валерий Фадеев

Однако на практике никаких новаций Минфин не обещает. Долговая политика, как и всегда, будет направлена на достижение «оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств», дальнейшее развитие внутреннего рынка долгового капитала, восстановление и повышение кредитных рейтингов, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для корпоративных заемщиков, стимулирование регионов к проведению ответственной долговой политики. Единственный пункт, внушающий некоторую надежду, — обещанное «повышение адаптивности механизма предоставления государственных гарантий к потребностям роста экономики и диверсификации ее структуры». Но подстраивать саму долговую политику к потребностям роста экономики Минфин не спешит — да и вряд ли это можно сделать, опираясь лишь на инструментарий ОФЗ и очерчивая вокруг них волшебный круг: вот наша долговая политика, а вы, регионы и бизнес, смотрите на нас и учитесь минимизировать риски.

Подзанять по мелочи

Еще минувшей осенью Антон Силуанов предупреждал, что существенно увеличивать объем внутренних заимствований (не говоря уже о внешних) не будет — тем более что «за долг надо платить». Все это отражено и в новой долговой политике: объем госдолга РФ в 2017 году составит 14,6% ВВП, а в 2019-м достигнет 15,3% (см. график 1). При этом валютные облигации будут выпускаться в меньшем объеме, чем предстоящие погашения; а валютные гарантии бюджета, прежде всего для экспортеров, планируется немного увеличить, так что совокупное изменение валютного долга в долларовом выражении практически нулевое. Основные же займы будут рублевыми (см. графики 2 и 3). «Безопасные пределы» и «выгодное отличие от других стран» — вот ключевые параметры объема госдолга от Минфина. Расходы на обслуживание наших заимствований немного подрастут, но даже в 2019 году не превысят 1% ВВП — при ожидаемых средних ежегодных темпах прироста объема госдолга в 0,6% ВВП и росте экономики в 1,5% ВВП. «Сегодняшний бюджет является не бюджетом развития, а бюджетом поддержания текущих расходов, — констатирует замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанк

Стратегия Минфина предполагает плавное увеличение госдолга как доли ВВП после стабилизации в 2015-2016 годах. Рост госдолга в 2017-2019 годах будет за счет рублевых займов, баланс привлечений и погашений валютных займов будет отрицательным.
По мере исчерпания нефтяных фондов Минфин планирует сделать внутренние займы важнейшим, а к 2019 году - доминирующим источником финансирования дефицита бюджета
Расходы на обслуживание долга в ближайшие три года вырастут непринципиально, оставаясь ниже 1% ВВП
Жесткая связь между размером госдолга и уровнем богатства страны отсутствует.

spam@petrov.vodka