X5 Go

Русский бизнес / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Крупнейшая отечественная розничная торговая компания расширяет поле поиска инновационных ИТ-решений для совершенствования бизнес-процессов и учета пожеланий клиентов за счет отбора перспективных стартапов. Помогать ей будет бизнес-акселератор Фонд развития интернет-инициатив
ТАСС

«Мы изучаем все данные о покупателе, разбросанные в интернет-ресурсах, понимаем его предпочтения, его платежеспособность, предугадываем его желания, формируем для него корзину — и вуаля: дрон с грузом уже зависает у его порога. Клиент, распознав с помощью мобильного приложения содержимое посылки, понимает, что и сам не мог бы сделать лучшего выбора, так что ему не остается ничего иного, кроме как оплатить покупку» — вот таким светлое будущее розничной торговли видится представителям крупнейших отечественных ритейлеров.

Масштабная автоматизация предприятий приблизила мясную отрасль к перепроизводству и минимальной рентабельности. Ожесточенную конкуренцию выдержат те, кто сумеет с помощью науки переключиться с наращивания объемов на повышение качества продукта при тех же затратах
Александр Лабыкин

Правда, до осуществления этой мечты остается еще десять-пятнадцать лет, но гранды торговли всего мира приближают его как могут, вкладываясь в инновации. На этот путь вступили и отечественные сети.

Uber в пример

Мало кто это осознает, но ритейл — одна из самых инновационно продвинутых отраслей экономики. В последнем (данные за 2014 год) рейтинге самых инновационных компаний США одиннадцать компаний из топ-50 — ритейлеры. Самая большая в мире торговая сеть WalMart инвестирует в инновации 10 млрд долларов в год. А на днях СМИ сообщили, что полностью роботизированные магазины Amazon Go, успешно осваивающие США, вот-вот откроются в Лондоне.

Без новых технологий ритейлеры могут разориться. Но и внедрять их в России непросто: инфраструктура не развита, а работники магазинов не спешат выполнять все указания менеджмента
Екатерина Шохина

И это не просто магазин с работающими без операторов кассами, к которым уже успели привыкнуть и отечественные покупатели. Чтобы попасть в торговый зал Amazon Go, нужно установить специальное приложение на мобильное устройство и привязать к нему свой аккаунт на Amazon. Далее вступают в дело многочисленные сенсоры, технологии машинного обучения и распознавания образов. Покупатель берет все, что ему нужно, — и просто уходит, а система автоматически списывает необходимую сумму с его счета.

Отечественные сети пока не располагают такими системами. «Мы, российские ритейлеры, скорее адаптируем успешно внедренные мировые технологии для себя, чем являемся лидерами для мира. Надеюсь, со временем и мы сможем дать новые технологии миру первыми, но сейчас это все-таки движение к нам, а не от нас», — констатирует Владимир Муравьев, ИТ-директор крупной розничной компании «Дикси».

Впрочем, в арсенале конкурентной борьбы и у отечественных ритейлеров кое-что уже припасено. Они не только пользуются уже имеющимися на рынке системами, но и разрабатывают ИТ-решения сами. Так, в X5 Retail как о существенных достижениях последнего времени рассказывают о трех проектах.

Первый — создание системы подбора мест для размещения магазинов, оценивающей на основании информации о