Кадровая ротация как пролог к новой экономической политике

Тема недели / Ротация губернаторов На смену губернаторам-хозяйственникам приходят молодые технократы. Возможно, одна из целей — создание в промышленности технологических цепочек и наполнение регионов инвестициями

Попытки отыскать в кадровых перестановках в губернаторском цеху второй и третий смыслы, кремлевские тени или лоббистский заговор удивляют. Уже сам президент вынужден собирать отставников и объяснять: «Ротация — это совершенно естественный процесс, само собой разумеющийся. Уверен, что вы сможете приложить свои силы и на других участках работы», — сказал Владимир Путин на встрече с ушедшими в отставку главами Бурятии (Вячеслав Наговицын), Карелии (Александр Худилайнен), Пермского края (Виктор Басаргин), Новгородской (Сергей Митин) и Рязанской (Олег Ковалев) областей. Добавим, что первая отставка в этом году случилась еще 12 января — о своем желании покинуть пост заявил глава Адыгеи Аслан Тхакушинов.

Спецслужбисты, охранники и молодые технократы. Проведенная президентом Путиным кадровая ротация призвана обеспечить социальную стабильность и антитеррористическую безопасность. И обкатать резерв для новой президентской команды
Петр Скоробогатый

В конце концов, в России 85 регионов, при этом мало какой российский субъект может похвастаться очевидными успехами и тем самым заработать иммунитет от смены власти. Мы наблюдаем планомерную и долгосрочную стратегию в кадровой работе президента. За последний срок с 2012 года Владимир Путин тем или иным образом определил место работы для 50 новых глав регионов! Что интересно, многие чиновники удержались на постах не больше одного-полутора сроков. 21 глава субъектов по-прежнему обязан назначением Дмитрию Медведеву. И лишь 14 губернаторов-долгожителей вступили в должность еще до 2008 года.

Какой будет новая элита страны

В России идет масштабное качественное и количественное обновление управленческой элиты. Это не только общественный запрос. Кремль обкатывает новый бюрократический корпус, который возьмет на себя бразды правления страной во второй половине 2020-х годов. В связи с этим взят курс на кадровое омоложение, в том числе на федеральном уровне. Бесконфликтно уходит старая «путинская гвардия» (Якунин, Иванов, Муров, Бельянинов, Ромодановский). Главой своей администрации президент назначил 45-летнего Антона Вайно, министром экономического развития — 34-летнего Максима Орешкина. В Калининградскую область отправлен самый молодой в истории страны временно исполняющий обязанности главы 33-летний Антон Алиханов. Из новых назначений: по 37 лет Максиму Решетникову и Андрею Никитину, делегированным, соответственно, в Пермскую и Новгородскую области.

«Главная победа — когда бизнесмен приходит в кабинет, а у него там не просят денег. Я бы даже сказал, что в российских условиях это более пятидесяти процентов успеха. С учетом этого мы и выстраивали модель управления — подбор команды, механизмы контроля и все остальное». Фрагменты интервью с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, проведенного в рамках нашего исследования
Специальный доклад

Чаще всего речь идет о молодых технократах, которые получили опыт в систе

 

Кремль обкатывает новый бюрократический корпус, который возьмет на себя бразды правления страной во второй половине 2020-х годов

 

Советский опыт

 

За время существования СССР в его системе хозяйствования чередовались две модели управления экономикой — территориальная и отраслевая. В первые годы советской власти действовала территориальная модель управления. Были созданы советы народного хозяйства (совнархозы), которые формально проводили политику Высшего совета народного хозяйства, но на практике полностью управляли хозяйственной деятельностью своего региона. Постановления совнархоза носили обязательный для всех учреждений и предприятий. Для координации работы на общегосударственном уровне проводились съезды совнархозов. Логика территориальной модели управления была достаточно прозрачна: из Москвы не видны потребности каждой организации или предприятия на территории всей страны, поэтому оперативные вопросы эффективнее решать на месте, без длительных согласований с центром.

Начало индустриализации, строительство гигантских заводов, работа которых была связана с деятельностью множества других предприятий страны, вынудила перейти к отраслевому принципу управления. Во-первых, в новых условиях длительные согласования между совнархозами были бы менее эффективны, чем решения союзного центра. А во-вторых, проведение индустриализации и выполнение общего плана требовало жесткой дисциплины на местах и прекращения «региональной вольницы». Такая система управления просуществовала до 1957 года и была снова изменена на территориальную скорее по политическим причинам. Никита Хрущев, получивший в 1953 году высшую партийную должность, не обладал всей полнотой власти — правительство контролировало всю хозяйственную деятельность в стране. Борясь за власть со своими коллегами, Хрущев провел решение о восстановлении территориальной системы управления, что по сути вылилось в создание региональных отраслевых министерств и лишило его оппонентов в Москве реальных рычагов управления. В 1960 году прошло укрупнение совнархозов, а после отставки Хрущева в 1964 году от модели территориального управления отказались вовсе.

История повторилась вновь с приходом Михаила Горбачева на пост генерального секретаря ЦК КПСС. Правда, на этот раз лозунги о самоуправлении и власти местных советов не были подкреплены созданием совнархозов. В условиях тотального дефицита директора предприятий и местные органы власти получили возможность распоряжаться продукцией по своему усмотрению либо следовать указаниям профильных министерств. Возможность этого нехитрого выбора ликвидировала отраслевую систему управления, не создав ничего взамен.

Естественно, не бывает отраслевой или региональной системы управления в чистом виде. В годы существования региональной системы управления, центр сохранял контрольные функции и осуществлял общее руководство. А при отраслевой системе управления многие хозяйственные вопросы решались на местах. При всех недостатках плановой экономики и одна и другая система хозяйственного управления доказали свою жизнеспособность. Но полная неопределенность, то есть отсутствие какой-либо системы управления, привела к коллапсу и без того находящуюся в кризисе советскую экономику.

Решения вырабатываются совместно с регионами»

Интервью с Юрием Шамковым, заместителем директора Фонда развития промышленности

 

— Согласовывает ли фонд свои планы с регионами?

— По большинству вопросов мы не просто согласовываем инициативы или директивно уведомляем о них, а вырабатываем решения совместно. Именно так родилась программа совместных регионально-федеральных займов. В 2016 году мы пригласили всех желающих принять участие в разработке новой программы, которая позволила бы увеличить число заемщиков и повысила доступ малых и средних предприятий к длинным деньгам. По итогам нескольких рабочих встреч в Москве с наиболее активными представителями субъектов федерации появилась на свет программа совместных займов.

Она предполагает, что федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) финансирует до 70 процентов от совместного займа ФРП и регионального фонда развития промышленности (РФРП). Этот совместный заем не может превышать 50 процентов стоимости проекта и должен находиться в диапазоне от двадцати до ста миллионов рублей. При этом стоимость проекта должна быть не менее сорока миллионов рублей. Все средства предоставляются под пять процентов годовых и возвращаются в бюджет в полном объеме.

Появление новой программы подтолкнуло ряд регионов создавать у себя аналоги федерального ФРП. При этом консультационный центр федерального ФРП регулярно проводит обучающие мероприятия по методологии их создания. На сегодняшний день уже действуют 18 таких регфондов. Готовятся начать работать еще как минимум семь.

Как координируется с вами деятельность регионов по поиску инвестиций? Каким образом у вас построена коммуникация с главами регионов?

— Я курирую управление региональной политики, которое отвечает за работу с регионами. Наша задача заключается в выстраивании связей с промышленными блоками администраций субъектов федерации.       Задача в том, чтобы донести на местах информацию о возможностях ФРП для местных предприятий. Сотрудники подразделения проводят встречи и представляют программы ФРП непосредственно в столицах регионов. Только за 2016 год вне Москвы мы провели более шестидесяти таких мероприятий. Принципы сотрудничества закрепляются соответствующими соглашениями. Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с большинством субъектов РФ — 72.

Все представители региональных властей, которые заключили соответствующее соглашение, имеют доступ к личному кабинету на сайте ФРП. Это дает возможность в режиме реального времени отслеживать статус заявок из своего региона на получение займов ФРП.

— Вы поддерживаете единичные проекты или ставится задача создания производственных цепочек, связывающих разные регионы страны?

— Эта задача напрямую не закреплена в мандате фонда, но фактически каждый проект работает на импортозамещение того или иного звена в производственных цепочках. Есть удачные примеры такого взаимодействия даже между заемщиками ФРП. Например, предприятие «Русская кожа» из Рязани поставляет продукцию другому заемщику ФРП — компании «Сибеко» (Свердловская область), которая выпускает современные сиденья для железнодорожного транспорта и автобусов.

Еще одно кожевенное предприятие — ВКП-ЛТ из Смоленской области поставляет сырье заемщику ФРП из Московской области — компании «Паритет», которая производит спецобувь для работы на сложных промышленных объектах и в экстремальных климатических условиях.

Людиновский тепловозостроительный завод будет использовать дизельный двигатель нового поколения ДМ-185 Уральского дизель-моторного завода при производстве магистрального тепловоза для восточных регионов России.

Другие заемщики ФРП, являющиеся и соседями по Липецкой области, пока лишь намечают сотрудничество: производитель станков «Интермаш» в качестве поставщика электродвигателей планирует привлечь компанию «Генборг».

Плотную работу с российскими регионами мы рассматриваем как возможность информирования потенциальных заявителей о возможностях ФРП. И мы очень надеемся на региональные власти в донесении достоверной информации для местного бизнеса. С их помощью мы рассчитываем найти по-настоящему интересные, хотя и не всегда известные предприятия.

При этом нам важны рекомендации региональных властей о поддержке того или иного предприятия, поскольку они лучше погружены в реалии на местах. Рекомендательные письма от глав региона изучается экспертным советом ФРП, который принимает решение о предоставлении займов.

В случае успеха регион получает инвестиции в виде займов ФРП и сопутствующие экономические эффекты в виде налогов, рабочих мест. Кроме того, все займы привлекаются на условиях софинансирования. Это значит, что минимум 30 процентов стоимости каждого проекта предприятие должно привлечь самостоятельно — через банки, инвесторов и так далее. Для региона это означает дополнительный поток инвестиций.

Промышленное производство в Новгородчине и Карелии "не заметило" кризис 2014-2015 гг. в промышленности Бурятии обвальный спад. Новгородская область опережает среднероссийскую динамику сельхозпроизводства, Карелия демонстрирует затяжной спад
Новгород, Рязань и Пермь демонстрируют лучшую на долгосрочном интервале динамику ВРП, чем в среднем по РФ. Промышленное производство в Новгородчине и Карелии "не заметило" кризис 2014-2015 гг. в промышленности Бурятии обвальный спад
В экономически успешных Новгородской области и Пермском крае продолжительность жизни существенно меньше чем в среднем по России. Весьма тревожные уровни безработицы в Карелии и Бурятии. В Пермском крае очень высок навес неполной занятости
Падение реальных доходов населения в ходе последнего кризиса в Рязанской области и Пермском крае превысило среднероссийский уровень. Во всех регионах выборки покупательная способность зарплаты ниже средней по стране и существенно снизилась в ходе кризиса
Удельные объемы строительства жилья в Рязанской и Новгородской областях выше среднероссийских в остальных регионах выборки существенно ниже. Обеспеченность жильем в Новгородчине, Рязани и Карелии выше, чем в среднем по стране, в Пермском крае и Бурятии - ниже.
По числу студентов вузов Бурятия превосходит среднероссийский показатель. Бурятия и Карелия входят в десятку самых криминальных регионов России, Рязань - один из самых спокойных