Брак по расчету

Общество / ОБРАЗОВАНИЕ Целевая система подготовки в вузах в ее нынешнем виде не отвечает интересам ни студентов, ни работодателей. Никто не хочет брать на себя долгосрочные обязательства, однако делать это, по всей видимости, придется
ТАСС

Целевую подготовку студентов в российских университетах, некогда придуманную в качестве замены советской системе послевузовского распределения, с большой долей вероятности ждет очередная реформа. На этот раз — в сторону ужесточения условий: к договорам между предприятием и студентом планируется подключить третью сторону — орган власти, а в отношении нерадивых подписантов применять жесткие финансовые наказания. Понятно, зачем такая система нужна университетам. Чуть менее понятно, зачем она студентам (за исключением относительно льготного поступления). И пока совершенно не ясно, чем кроме политической воли могут руководствоваться участвующие в этой схеме работодатели.

Новая классика

Система распределения специалистов после окончания вузов, по которой ностальгируют несколько поколений наших сограждан, появилась в СССР в 1933 году. Тогда Совет народных комиссаров принял постановление, согласно которому выпускник должен был отработать на том или ином предприятии не менее пяти лет. Отличники и активисты де-факто получали право выбора места, отстающим доставались Сибирь и Средняя Азия.

Формально обязательное распределение выпускников было ликвидировано в 1995 году, когда российское правительство приняло постановление № 942, заменив советскую систему новой формой сотрудничества органов власти, предприятий и вузов — целевой контрактной подготовкой специалистов. Собственно, примерно с тех пор и начинается история ностальгических инициатив по возвращению распределения после вузов. И Россия в этом стремлении на постсоветском пространстве не одинока: например, в Белоруссии обязательная отработка после вуза в течение двух лет существует до сих пор.

Наконец, Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, новую модель отшлифовал, разграничив целевой набор по квоте в рамках контрольных цифр приема (КЦП, более известных как бюджетные места) и целевую контрактную подготовку (когда обучение ведется за счет предприятия). Оба этих направления обычно и принято называть целевым набором, однако между ними — бездна. В первом случае органы госвласти и местного самоуправления, а также госкомпании разных видов (в том числе компании, в которых доля государства или муниципалитета, по формулировке закона, просто «присутствует») как бы участвуют в дележке пирога под названием «бюджетные места». Такие целевые места квотируются, внутри них проводится отдельный конкурс (не менее 1,2 человека на место), но за все в итоге платит бюджет. Чем, кстати, создает правовую коллизию: такой целевик вполне может отказаться от обязательной отработки, ссылаясь на то, что бюджет и так должен ему оплатить в случае поступления первое высшее образование — следовательно, возвращать деньги он не должен.

Во втором случае предприятие, вуз и студент заключают договор, согласно которому предприятие, как правило, оплачивает обучение полностью или частично. Это уже не «бюджетник», а «платник», за которого заплатил его будущий работодатель.

Легкий путь на бюджет

Са