Цена справедливости

Экономика и финансы / Налоги По расчетам «Эксперта», серьезное повышение ставки НДФЛ для сверхбогатых людей даст бюджету дополнительно до 1,5 трлн рублей. Это примерно половина бюджетного дефицита — и гораздо больше, чем можно получить, поднимая ставку НДФЛ для всех, то есть преимущественно для бедных
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Вновь и вновь всплывает тема повышения подоходного налога с нынешних 13 до 15–17%. Правительство пока вроде бы против. Президент Владимир Путин однозначно заявлял, что до 2018 года налоги меняться не будут. Однако околоправительственные эксперты уже вовсю готовят расчеты, как повышение НДФЛ поможет закрыть дефицит бюджета. При этом власти наотрез отказываются обсуждать введение прогрессивной ставки для сверхдоходов: дескать, бюджет не получит больше денег, доходы уйдут в тень; а главное, будет нанесен удар по среднему классу, возникновение которого — одно из основных социальных достижений постсоветской эпохи. Это стандартные аргументы российских финансовых властей и близких к ним экспертов (например, главы ЦСР Алексея Кудрина) против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Политическое прикрытие средним классом действует безотказно. Действительно, ведь российский средний класс по меркам Западной Европы или США совсем небогат. Как же брать с людей с доходом несколько тысяч долларов в месяц (или даже одну тысячу долларов — а в России это уже средний класс) повышенный налог?! Эти люди ведь только-только встают на ноги. Их доходы позволяют купить скромный автомобиль или небольшую квартиру по ипотеке… Совершенно с этим аргументом согласны. Не надо повышать налог на доходы среднего класса. Речь надо вести не о среднем классе, а о по-настоящему богатых, очень богатых людях, мультимиллионерах, которых государство попросту не видит. На самом же деле, если поднять равномерно ставку подоходного налога с бедных и даже со среднего класса, можно получить гораздо меньше, чем с небольшой прослойки ультрабогатых. И наши расчеты это однозначно подтверждают.

Для начала попробуем посмотреть на известные цифры. Денежные доходы населения в 2015 году, по данным Росстата, составили 53 трлн рублей. Поступления от НДФЛ в бюджетную систему страны за 2015 год — 2,8 трлн рублей. Это означает, что база для НДФЛ — 21,5 трлн рублей. Посмотрим на укрупненные статьи денежных доходов граждан. Близкая величина — 20 трлн рублей — зафиксированная Росстатом оплата труда наемных работников. Похоже, обложение именно этого вида доходов администрируется практически на 100%. Это и понятно: налоговым агентом является работодатель, который автоматически платит НДФЛ с «белой» зарплаты своих работников. Еще без малого 10 трлн рублей население получает в виде пенсий и других социальных трансфертов. И полтора триллиона — от продажи валюты. По обеим последним категориям доходов НДФЛ не взимается. И тем не менее мы «не находим» НДФЛ с оставшихся 22,4 трлн рублей. В эту сумму входят и доходы от предпринимательской деятельности, и доходы от собственности (проценты, дивиденды, доходы от продажи недвижимости, находящейся в собственности менее трех лет, доходы от аренды и др.), и неклассифицируемая статведомством статья «Другие доходы» в размере аж 14 с лишним триллионов рублей. Получается, что реальная эффективная ставка налогообложения доходов граждан у нас не 13%, а чуть менее 7%. И на самом деле налоги

Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП:

— Мы плохо понимаем, что происходит у нас на концах распределения по доходам как с самыми бедными (в том числе не имеющими места жительства), которые по понятным причинам просто не участвуют в обследованиях домохозяйств, так и с самыми богатыми. Последних, во-первых, мало, во-вторых, они обычно отказываются от участия в обследованиях, возможно, опасаясь заявлять о своем благосостоянии. Кроме того, доходы этой самой состоятельной группы часто формируются — и тратятся — за пределами нашей страны. Они получают доход от своего бизнеса, зарегистрированного за границей, там же сберегают, там же покупают недвижимость, поэтому об их реальных доходах мы знаем очень мало. Декларационная кампания ФНС показывает только тех, кто получает зарплату в российских компаниях, но вряд ли свои доходы от предпринимательской деятельности здесь. в России, декларируют, скажем, владельцы строительного бизнеса в Испании. Попытаться оценить количество очень богатых семей действительно можно по расходам — в первую очередь, конечно, по дорогим автомобилям (хотя многие такие автомобили зарегистрированы на юрлиц), а также по количеству больших депозитов. Но в случае с депозитами надо помнить, во-первых, о том, что большинство старается разбивать их на несколько, чтобы уложиться в размер покрытия АСВ (1,4 миллиона рублей), а во-вторых, о том, что физлицо — владелец большого депозита на самом деле может быть своего рода «номинальным держателем» (например, это деньги фирмы), так что данный показатель нельзя считать точным.

 

Олег Филиппов, директор программ ФИМ ИОМ РАНХиГС при президенте РФ:

— Если речь идет о легальных доходах, то основными источниками доходов физических лиц чаще всего являются дивиденды или доходы с использованием статуса ИП. Зарплата традиционно самый налогооблагаемый элемент затрат, организации с нее должны платить как минимум НДФЛ и страховые взносы.

Думаю, что реальное количество обеспеченных людей в России — порядка 300–400 тысяч человек, однако государственная статистика свидетельствует о 30 тысячах человек. Это показывает, что лишь 10 процентов в этой группе получает доход официально и его декларирует. Наибольшая часть населения, которая предпочитает не декларировать или декларировать лишь небольшую часть дохода, — это государственные чиновники, сотрудники исполнительных органов власти и так далее. Именно эта часть населения является покупателями элитной недвижимости и дорогих автомобилей. Теневая экономика не просто велика, ее размеры доходят до катастрофического уровня. По-хорошему, мы видим, если брать декларации доходов физических лиц, лишь верхушку айсберга. К 2019 году государственные органы власти планируют тотально начать контролировать не только доходы физических лиц, но и, что важно, расходы. То есть все граждане РФ должны будут декларировать любые свои доходы и расходы, включая все потоки по своим безналичным счетам. Большая вероятность, что у государства уже разработана бета-версия соответствующего ИТ-продукта и осталось только исправить отдельные ошибки. Личный кабинет налогоплательщика и контроль по налогу на имущество физических лиц — это те элементы, которые уже встроены в программу.

Я категорически против любой прогрессивной шкалы налогообложения в России. В РФ приживаются либо плоская шкала, как сейчас с НДФЛ, либо регрессивная шкала, как со страховыми взносами. Если увеличить ставку НДФЛ, под налогообложение подпадут десять процентов обеспеченного населения. Чиновники не окажутся в этой категории: полковник Захарченко вряд ли заплатит НДФЛ. Следствием повышения НДФЛ будет снижение собираемости налога, социальная справедливость не восторжествует, а инвестиционный климат и деловая активность окончательно потухнут. Для успешного внедрения прогрессивной шкалы необходимо несколько условий: легальность доходов и инвентаризация всего имущества у населения. Поэтому наиболее реалистичной целью деятельности государственных органов власти в области НДФЛ является создание базы данных по доходам всего населения РФ к 2019 году, тотальный контроль за всеми расходами и доходами (особенно безналичными).

 

Игорь Березин, президент НП «Гильдия маркетологов»:

— На данные опросов ВЦИОМ по уровню благосостояния опираться не стоит — погрешность слишком велика, и четыре процента тех, кто «ни в чем себе не отказывает», может в реальности быть и составлять и один, и семь процентов населения.

Адекватной представляется оценка в 200 тысяч богатых домохозяйств — такой вывод можно сделать, например, из статистики по банковским вкладам размером от десяти миллионов рублей. Понятно, что у одной богатой семьи может быть несколько таких вкладов.

У таких семей есть не только зарплата, но и другие виды доходов, в том числе они как бенефициары получают доходы через офшор. Ну и, конечно, коррупционные истории.

Если поднять для таких семей ставку подоходного налога с 13, скажем, до 30 процентов, то мы получим только несколько сотен человек, которые заплатят всё, — и остальных, кто просто по-другому оформит свои доходы: зарплата разделится на собственно зарплату и иные виды поощрения, вклады разобьют, оформят ИП и так далее. Думаю, можно рассчитывать на 50 миллиардов рублей дополнительных поступлений в лучшем случае.

 

Структура доходов населения: НДФЛ платят примерно с половины
Доходы граждан по итогам декларационной кампании 2015 года
Продажи дорогих автомобилей в России в 2016 году
Богатейшие люди России
Около 300 тыс. банковских вкладов серьезно превышают размер суммы, гарантированной АСВ
Доходы, которые бюджет недополучает из-за плоской шкалы НДФЛ для сверхдоходов

spam@petrov.vodka