«Иностранные компании вынуждены увеличивать глубину производства в России»

Специальный проект / Германия О том, что потеряла и что приобрела российская экономика из-за санкций, рассказал председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп
ПРЕСС-СЛУЖБА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПАЛАТЫ

— Каковы главные признаки того, что российская экономика выходит из депрессии?

— О стабилизации российской экономики после сложных двух лет свидетельствует целый ряд объективных показателей. С одной стороны, это динамика роста ВВП. Из данных Росстата следует, что реальный ВВП в 2016 году сократился приблизительно на 0,2 процента. После падения на 2,8 процента в 2015 году это обнадеживающий тренд. На 2017-й независимые международные эксперты, аналитики Всемирного банка и МВФ, а также российские ведомства прогнозируют рост ВВП в диапазоне от 0,5 до 1,8 процента.

Кроме того, улучшилось восприятие делового климата самими участниками рынка, о чем свидетельствуют результаты последнего опроса в России, проведенного Российско-германской внешнеторговой палатой и Восточным комитетом германской экономики. В этом исследовании приняли участие 190 немецких компаний, имеющих бизнес на территории России. Их суммарный оборот составляет 29 миллиардов евро.

Так, в 2017 году 63 процента опрошенных немецких компаний ожидают роста своих оборотов на российском рынке. Их деловые настроения по сравнению с 2015 годом значительно улучшились: треть опрошенных охарактеризовали положение своего бизнеса как хорошее или очень хорошее, 46 процентов считают его удовлетворительным.

Улучшение экономических перспектив положительно отражается на готовности компаний нанимать новых работников: 40 процентов опрошенных собираются увеличить численность персонала.

Выросла и готовность немецких компаний к дальнейшим инвестициям в Россию: треть опрошенных компаний намерены в течение года вложиться в российский бизнес, а в прошлом году готовых инвестировать было значительно меньше — 23 процента. Из 63 компаний, планирующих в текущем году вкладывать средства в России, 49 указали и объем инвестиций — всего это 301 миллион евро.

— Помогли ли, на ваш взгляд, российскому бизнесу антисанкции, введенные российским правительством?

— Проводимая российским правительством политика импортозамещения действительно дает свои плоды. Доля производимых в России товаров и услуг за прошедшие два года значительно выросла, и российские производители от этого, безусловно, выиграли: в первую очередь это касается пищевой отрасли и сельского хозяйства.

С другой стороны, мы наблюдаем тренд, когда иностранные компании вынуждены увеличивать глубину производства в России, чтобы не потерять долю рынка. И те компании, которые локализовали производство в РФ, иногда сталкиваются с проблемой: их продукция не сразу получает статус российского производителя.

— Почему так происходит?

— Так происходит потому, что правила регулирования, в каких случаях продукт может считаться «сделанным в России», а в каких нет, на законодательном уровне определены недостаточно четко либо по-разному толкуются на региональном уровне. И это, безусловно, мешает, в первую очередь российскому бизнесу: потому что иностранная компания, локализовавшая производство в России, готовая предоставить свои ноу-хау, создающая новые рабочие места, повышающая урове