Система Семашко «не летает» в рынке

Экономика и финансы / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

В течение последних двух лет система ОМС и работа в ней страховщиков подвергаются особо острой критике со стороны Минздравсоцразвития и Счетной палаты. Ключевой аргумент — неэффективность деятельности страховщиков, большие и непрозрачные расходы. Отчет по итогам проверки рынка Счетной палатой оказался очень жестким: из него следует, что потери системы составляют порядка 30 млрд рублей, а контроль страховщиков за больницами сводится в основном к штрафам за неправильное оформление медкарт. Минздравсоразвития предлагает реформировать систему, а глава Счетной палаты Татьяна Голикова и вовсе считает, что ее надо демонтировать, передав функции страховщиков фондам ОМС.

Часто критики приводят в пример системы здравоохранения европейских стран. Но далеко не факт, что существует единственная магистрально-прогрессивная модель здравоохранения, к которой надо стремиться России. Своя специфика есть и в Германии, и во Франции, и в Италии, детали механизма «подогнаны» под участников системы здравоохранения в рамках национальной модели. Нам разумнее не копировать кого-то, а совершенствовать собственную систему ОМС.

Например, в США медицинское страхование — добровольное и по закону предоставляется работодателями. До недавних пор это была единственная развитая страна, в которой каждый шестой житель, всего 49 млн человек, не имели гарантированного доступа к медицинским услугам. С 2014 года в США началась реформа Affordable Care Act, в рамках которой любой американец должен иметь медстраховку. Ее стоимость составляет от 100 до 1000 долларов в месяц в зависимости от выбранного тарифа. Но чем ниже взнос, тем потом выше траты при визитах к врачу, процедурах, покупке лекарств. Если человек отказывается покупать страховку, ему грозит штраф — порядка 1% годового дохода.

В Норвегии система медицинского страхования предназначена для всех и финансируется из бюджета, то есть за счет общих налоговых поступлений; специальных взносов на медицину в этой стране не существует. В результате именно здравоохранение стало одной из ключевых причин высокого налогового бремени в Норвегии (около 45%). Еще одна проблема бюджетной медицины — огромные очереди и так называемые листы ожидания. Срок ожидания приема врача может составлять несколько месяцев, а чтобы лечь в больницу, порой приходится ждать еще дольше. Впрочем, эта проблема характерна практически для всех стран Скандинавии и многих других стран Европы.

Часто подвергается критике и система здравоохранения в Германии. В этой стране здравоохранение финансируется в основном за счет взносов социального страхования с заработков граждан — причем взносы платят и безработные (с пособий по безработице). Услуги больниц оплачиваются из бюджета и так называемых больничных касс. Упор делается на амбулаторное лечение — вызова врача на дом нет, можно только приехать в больницу или вызвать скорую помощь. Работа врачей строго регламентирована, каждому заболеванию соответствуют конкретные рекомендации и протоколы, от которых нельзя отступать, несмотря