Искра не вырвется

Специальный доклад / СДЕЛАНО В РОССИИ Электрические машины (электродвигатели, турбогенераторы, гидрогенераторы и прочее). Концерн «Русэлпром». Входит в топ-400 крупнейших компаний страны. Генеральный директор — Владимир Дорохин

«При всей простоте электрической машины она как хлеб, потому что используется везде, где есть процесс превращения электрической энергии в механическую или обратно, — увлеченно рассказывает Станислав Щербаков, исполнительный директор концерна “Русэлром”. — Это гениальное изобретение, изменившее мир. Оно сопоставимо с изобретением огнестрельного оружия, настолько это повлияло на развитие нашего бытия».

Так что концерн, выпуская самый широкий спектр электрических машин в России, более трех тысяч наименований, находится в самом центре нашего бытия. При этом 15% выпуска идет на экспорт. В планах — довести этот показатель в среднесрочной перспективе до 30%.

Не курсом единым

Экспорт «Русэлпрома» идет по двум направлениям: ближайшее зарубежье, к которому предприятия концерна с советских времен привязаны исторически, и дальнее зарубежье. Структура экспорта на первом направлении определяется спектром оборудования, которое поставлялось в эти страны ранее, с учетом необходимой модернизации. А вот втрое направление — дальнее зарубежье, прежде всего европейское, — не столь отформатировано. Но именно оно способствует развитию компании. Конечно, на перспективы экспорта существенно повлияло ослабление рубля, сделавшее продукцию «Русэлпрома» более конкурентоспособной по цене с экспортом из Китая, известного своей ценовой агрессией на внешних рынках. Чтобы укрепиться на рынке Европы, который в некотором смысле такой же традиционный, что и рынок ближайших соседей (продукция советского машиностроения доходила и до него), необходимо сертифицировать продукцию в соответствии с зарубежными стандартами — требованиями по энергоэффективности и экологичности, без этого невозможно получить допуск на рынок. И даже в том случае, если электромашина от «Русэлпрома» совершает петлю, то есть становится элементом оборудования, поставляемого из Европы в Россию, она должна вписываться в его конструкционные особенности. Надо отметить, что именно эта схема, возникшая из взаимодействия с машиностроительными предприятиями Западной Европы, дала толчок развитию «чистого» экспорта концерна. Благодаря накопленному в концерне багажу знаний и инженерных компетенций приспособление к европейским требованиям прошло успешно.

Кроме того, концерн сосредоточился на определенной, требующей особых инженерных навыков нише специального оборудования — взрывозащищенного, способного функционировать во взрывоопасной среде, которую образуют смеси веществ, способных при попадании искры самовоспламениться и взорваться. Это не только метан в шахтах или попутный газ в нефтяных скважинах, но и мелкодисперсная взвесь частиц смолотого зерна на мукомольном заводе. Взрывозащищенность требует такой подгонки всех деталей машины, чтобы не выпустить ни одной искры — «спутницы электрического тока», по выражению Станислава Щербакова, — изнутри агрегата. Легко сказать, но не так легко сделать: требуются высокоточные инженерные расчеты, специальные конструктивные решения, продвинутые производственные технологии и безукоризн

Концерн "Русэлпром" поставляет свою продукцию в 55 стран

spam@petrov.vodka