Отряхнуть маржу от пыли

Русский бизнес / Уголь Скачок цен на уголь, вызванный в основном последствиями циклона в Австралии, спровоцировал бум на рынке. Производители и порты готовились к этому событию пять лет. Однако на угольном буме решили заработать и «временщики», ставя под угрозу экологию Приморья

Цены на коксующийся уголь с поставкой из Австралии уже несколько дней идут вверх: апрельские фьючерсы достигли 220 долларов за тонну, а контракты с поставкой летом пока продаются по 200 долларов за тонну. Причиной очередного витка роста цен на уголь стал тропический циклон Дебби, бушующий у берегов Австралии — крупнейшего мирового экспортера угля. Эксперты компаний Wood Mackenzie и UBS ожидают, что уголь подорожает еще, поскольку восстановление важнейшего железнодорожного коридора в Австралии, по которому перевозится больше половины экспортных объемов из штата Квинсленд, займет больше месяца.

Напомним, что еще год назад цены на коксующийся уголь были на уровне 70 долларов за тонну, а энергетический уголь стоил всего 50 долларов. Российские угольные компании, инвестировавшие в отрасль сотни миллиардов рублей, наконец смогли вздохнуть спокойнее и начать окупать вложения. Однако на сверхприбыль слетелись и «конъюнктурщики», зарабатывающие на угольном буме. Страдают от этого в первую очередь дорожная инфраструктура, экология морей и жители портовых городов, задыхающиеся в пыли.

Борьба за выживание

Поход угольных цен вниз начался в 2012 году. Причин тому была масса. Растущий спрос на уголь в Китае обеспечил его производителям сверхмаржу. Та, в свою очередь, вызвала бум добычи этого ресурса во всех уголках планеты. В итоге на рынке возникло перепроизводство, а основные потребители — Китай и подключившаяся к нему Индия — не смогли обеспечить соответствующего спроса. Второй удар по рынку угля нанесли производители сланцевого газа США, которые, демпингуя, заставили огромную американскую угольную промышленность переориентироваться с внутреннего рынка на мировой. В итоге на мировом рынке оказалось очень много угля, и цены на него ускорили снижение. Наконец, третьим мощным ударом по рынку угля стали падающие цены на нефть.

В итоге угольщики начали изнурительную борьбу за выживание. Проблема затронула практически всех мировых производителей, начиная с китайских шахтеров и заканчивая рабочими угольных разрезов в Австралии. Многие российские производители стояли на краю пропасти. Например, «Мечел» чудом избежал банкротства. Проблемы были у шахт «Распадская», «Заречная» и т. д.

Тем не менее, несмотря на всю сложность ситуации, российские угольные компании все это время искали внутренние резервы, договаривались с кредиторами, содержали инфраструктуру; последняя, кстати, немаловажный фактор для наших производителей угля: основные его запасы сконцентрированы в Кузбассе и Сибири, что усложняет логистику.

Все было не напрасно: теперь спрос на мировом рынке угля спровоцировал резкий рост добычи и транспортировки этого ценного ресурса.

Дошли до стенки

Погрузка каменного угля на сети РЖД по итогам февраля составила 28,7 млн тонн, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Рост погрузки вызван увеличением экспортных перевозок более чем на 15% к уровню прошлого года. Российские производители угля ринулись на мировой рынок и заполняют возникши