Пирамида водного рынка

Русский бизнес / РЫНОК БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ На рынке безалкогольных напитков производство воды становится одним из наиболее перспективных и легких для входа бизнесов. Производители наращивают производство, активно работая над качеством и дистрибуцией. Следующий этап развития отрасли — консолидация
ТАСС

«Питьевая вода — это своего рода жидкое золото. Рынок очень простой для входа. Находишь скважину, разливаешь по бутылкам и продаешь. Сама вода почти бесплатная, главное — заплатить за упаковку и доставку до потребителя» — так говорят о своем рынке многие производители питьевой и минеральной воды.

На фоне других безалкогольных напитков категория воды выглядит гигантом: по данным компании Nielsen, ежегодно производители разливают более 5 млрд литров, занимая на рынке безалкогольных напитков 43% в натуральном выражении. Даже в кризис продажи питьевой и минеральной воды росли примерно на 3% ежегодно. Исключением стал лишь 2015 год, когда продажи воды упали на 0,8%. Однако по итогам прошлого года рынок снова поднялся на 4%, в то время как, например, категория газированных напитков, включающая в себя различные лимонады и напитки типа колы (27% рынка в натуральном выражении), демонстрировала снижение продаж (–4%).

Причины стабильного роста рынка питьевой и минеральной воды эксперты связывают с растущим спросом на воду, активностью торговых сетей по созданию собственных марок (СТМ; на Западе до 30% воды продается под СТМ розничных сетей) и доступными ценами. «В 2016 году цены на водную категорию выросли на 1,6 процента, в то время как год назад они поднялись на 7,4 процента. В свою очередь соки и холодный чай продолжают расти в цене, и это снижает их привлекательность для российских покупателей — они все больше привыкают отказывать себе в категориях не первой необходимости. Набирает также популярность тренд здорового образа жизни», — комментирует директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

Российский бизнес по производству воды остается очень неконсолидированным. По данным Союза производителей бутилированных вод, на рынке сейчас работает более 3500 компаний (2000 — производители, 1500 — дистрибуторы). При этом доля крупных транснациональных компаний вроде Coca-Cola (ТМ «Бон Аква») и PepsiCо (ТМ «Аква Минерале»), для которых водный бизнес не основной, в натуральном выражении составляет в общем объеме производства всего 5%. А вот в розничных продажах их позиции сильны, так как вместе они занимают около трети рынка.

Отечественные же производители реализуют свою продукцию не только через розницу, но и самостоятельно, развивая сегмент HOD (доставка в офисы и домохозяйства). Крупнейшие операторы по версии Nielsen — «Меркурий» (Карачаево-Черкесия), «Шишкин лес» (Москва), «Карачинский источник» (Новосибирск). Любопытно, что в каждом регионе есть свои локальные лидеры, известные только на своей территории. Компании, которые занимают едва ли не монопольное положение на местном рынке, есть в Калининграде, в Казани и других городах.

Впрочем, недавно на рынке бутилированной воды начались слияния и поглощения. Так, компания IDS Borjomi Russia приобрела крупнейшего сибирского производителя («Чистая вода»). Borjomi Russia, прежде работавшая в центральной части России, теперь намерена развивать дистрибуцию в других регионах — в Сибири

Тренд на негазированную воду

О целях приобретения компании «Чистая вода» «Эксперту» рассказал генеральный директор компании IDS Borjomi Russia Александр Жаданов.

 

— Зачем вы приобрели новосибирскую компанию «Чистая вода»?

— До недавнего времени мы в основном работали в европейской части России, но решили, что нужно расширяться. Нас интересуют все регионы страны. Сейчас мы усиливаем дистрибуцию в Сибири и Урале — это очень емкие с точки зрения потребления воды территории, там заложен огромный потенциал для роста. Компания «Чистая вода» была выбрана не случайно. Все ее производственные площадки находятся в экологически чистых местах и отвечают нашим требованиям к качеству и составу воды.

Другой важный момент — компания «Чистая вода» является региональным лидером в HOD (home & office delivery, доставка воды в офисы и дома). Это перспективный сегмент, в котором мы пока не были представлены. Теперь у нас есть специалисты в этом направлении, наработанная клиентская база.

— Что вы намерены сделать в первую очередь?

— Усиливать дистрибуцию наших брендов в Сибири и на Урале. У нас появилась хорошая логистическая площадка для развития представленности наших брендов. Сейчас мы находимся на стадии объединения наших активов. Если говорить о производстве, то до приобретения новосибирской компании у нас в России было две площадки — в Костроме и в Липецке. Теперь прибавилось еще четыре предприятия, два из них расположены в Новосибирске и области, еще по одному заводу находятся в Екатеринбурге и Зеленограде Московской области. В ближайшее время мы хотим провести модернизацию и увеличить объемы производственных мощностей.

— Оставите ли вы в производстве продукцию под торговой маркой «Норинге», хорошо известную в сибирском регионе, или будете разливать воду только под своими брендами?

— Скорее всего произойдет замена. Наш «Святой источник» является брендом номер один уже более года (с ноября 2015-го) по объемам продаж. Мы намерены усилить наши позиции в представленности нашего бренда. Так будет проще и понятнее всем потребителям — они везде будут встречать известную им марку. Портфель «Святого источника» на 70 процентов состоит из негазированной воды, и мы продолжим развивать это направление.

— Почему вы выбрали негазированный сегмент рынка?

— Сегодня это основной драйвер роста рынка бутилированной воды. Исторически сложилось, что в России всегда превалировал газированный сегмент — раньше он составлял 61, а сейчас 50 процентов рынка. Но тенденции разные в зависимости от региона. Если вернуться к Сибири и Уралу, то там исторически потребляют больше газированной воды, но уже очевидно, что эта привычка меняется (суммарно в объеме потребления доля газированной воды снизилась с 61 процента в 2013 года до 55 процентов в 2016-м).

По нашим прогнозам, в перспективе до 2025 года емкость сегмента негазированной воды увеличится более чем в полтора раза (с 2,8 миллиарда литров в 2016 году до 4,5 миллиарда к 2025-му) и ее доля в структуре потребления достигнет 63 процентов. Это общемировой тренд, основанный на все большей популярности здорового образа жизни.

— А как же ваш главный бренд «Боржоми»?

— «Боржоми» — премиальная минеральная вода. Здесь мы не видим для себя рисков. 

Вода один из самых дешевых безалкогольных напитков. Продажи бутилированной воды растут.
Питьевой воды продается примерно столько же, сколько и минеральной. Россияне пока пьют мало воды