В программисты или в массажисты?

Общество / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА Законодательные барьеры, трудности со сбором документов для поступления, дремучесть учреждений медико-социальной экспертизы, низкая заинтересованность вузов, недостаток специальных технических средств обучения — это и многое другое делает недоступным высшее образование для инвалидов

— Медико-социальная экспертная комиссия дала мне инвалидность на два года, хотя должна была дать пожизненно — у меня пожизненная атрофия зрения с рождения. Врачи сказали: «Ну мало ли что, вдруг…» И были сложности, когда меня спросили, кем я хочу стать в дальнейшем. Я сказал, что хочу стать программистом. Они сказали, что незрячий человек не может быть программистом, а может стать только массажистом, — так описывает начало своего пути к получению высшего образования один из абитуриентов-инвалидов, поступавший в вуз летом 2016 года.

В российских вузах учится почти пять миллионов человек. Инвалидов из них, по данным Росстата, чуть больше 18 тысяч — только каждый 33-й почти из 600 тысяч инвалидов в возрасте до тридцати лет (см. схему).

При этом, согласно Росстату, получают дипломы только 37–75% из них (см. график 1), а работу, по словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, имеют только 25% инвалидов трудоспособного возраста.

Что препятствует получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Готовы ли вузы обучать инвалидов, заинтересованы ли они в этом? Каковы перспективы дальнейшего трудоустройства этих людей? Поиску ответов на эти и другие вопросы, выявлению проблем в этой сфере, а также выработке предложений и рекомендаций по их решению был посвящен комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, реализованный в рамках президентского гранта исследовательским центром «Особое мнение».

«Образование — среднее специальное или высшее — для инвалидов может быть даже более важным, чем для обычного здорового человека, потому что социализироваться инвалид фактически может только с его помощью. По понятным причинам он вряд ли сможет выполнять физическую работу, и единственной возможностью найти свое место в жизни, обеспечивать себя, чувствовать себя полноценным членом общества для него становится приобретение специальности, предполагающей преимущественно умственный труд», — говорит член Общественной палаты РФ, директор «Особого мнения» Екатерина Курбангалеева.

Проект охватил 165 государственных вузов (это треть всех государственных вузов России) в 51 регионе и более 900 студентов-инвалидов и их родителей. Одной из ключевых задач было получение объективного среза текущей ситуации с доступностью высшего образования для инвалидов. С этой целью был применен целый набор методик, позволяющих проанализировать ситуацию, во-первых, со стороны официальных структур (вузов и органов власти), во-вторых, со стороны независимых экспертов, в-третьих, непосредственно со стороны инвалидов. И наконец, такие исследовательские методы, как мониторинг сайтов вузов и «контрольное поступление», позволили «объективировать» полученные оценки и мнения.

Когда уйдем со школьного двора…

Вузы должны активно участвовать в профориентации — рассказывать молодежи об учебных специальностях, помогать с выбором профессии, заниматься привлечением абитуриентов. Все

АНО «НИЦ “Особое мнение”» создано в 2012 году. Инициирует и организует проведение социально-экономических и социально-политических исследований, научных, экспертных и аналитических мероприятий, осуществляет крупные межрегиональные мониторинговые проекты, подготовку научных и экспертных докладов и иных информационных и аналитических материалов, разработку программ, общественных и иных инициатив в области социальной политики, качества жизни граждан, развития гражданского общества. Организация неоднократно выигрывала конкурсы на президентские гранты. Директор — член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева.

Комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ проводился в рамках президентского гранта в феврале—ноябре 2016 года. Исследование получило поддержку Комиссии при президенте РФ по делам инвалидов, Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства культуры РФ. Комплексный мониторинг включал в себя официальные запросы руководству 165 государственных вузов (подведомственных трем министерствам) и мониторинг их сайтов, социологические опросы 460 студентов-инвалидов и 450 их родителей (опекунов), экспертные интервью с 20 преподавателями, представителями организаций инвалидов и администраций вузов и включенное наблюдение поступления в вузы 18 абитуриентов-инвалидов. 

Поступление и выпуск студентов-инвалидов
Топ-13 рэнкинга сайтов вузов по критерию информационной полноты и доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ (количество критериев)
Наличие информации об обучении инвалидов на сайтах вузов
Развитость "доступной среды" в вузах
Наличие в вузах медицинского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ
Наличие в вузах специальной техники для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Топ-12 вузов по критерию доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Работа вузов по трудоустройству выпускников-инвалидов. Трудоустройство инвалидов после окончания вуза
Образование и трудоустройство инвалидов