Зачет на экваторе

Специальное обозрение
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ПРОГРАММА « 5 -100»
«Эксперт» №17 (1027) 24 апреля 2017
Федеральная программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5–100» помогла участвующим в ней университетам продвигаться в международных рейтингах значительно быстрее своих зарубежных коллег. Удержат ли они высокий темп, зависит как от самих вузов, так и от их дальнейшей государственной поддержки
Зачет на экваторе

Нынешний учебный 2016/17 год стал рубежным для федеральной программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100» (см. «Что такое проект “5–100”») и 21 участвующего в ней университета. Несмотря на весьма малое по мировым научно-образовательным меркам время действия этой программы (первые деньги по ней начали поступать вузам фактически только в конце 2013 года), несколько кардинальных изменений в методике, снижение запланированного объема госфинансирования, российские вузы — участники проекта продемонстрировали впечатляющую динамику развития. Уже шесть университетов (МИСиС, МФТИ, НГУ, МИФИ, ВШЭ и Университет ИТМО) вошли в топ-100 мировых предметных и отраслевых рейтингов.

«Если мы возьмем все российские университеты и сравним их с группой из 21 вуза, принимающих участие в программе, то все двигаются вперед, быстрее или медленнее. Но эта группа стремительно идет в отрыв. Если мы сравним международный масштаб, то на изменения обычно уходит двадцать-тридцать лет. Здесь всего лишь за три года был сделан очень хороший шаг», — считает научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и заместитель председателя совета проекта «5–100» Андрей Волков.

При этом уже сейчас можно сказать, что это движение в рейтингах отражает процессы глубокой перестройки внутри самих университетов. Это касается и образовательной составляющей, и научной. В условиях резкого ослабления в нашей стране прикладной науки в виде отраслевых НИИ и затянувшейся реформы науки фундаментальной именно университетская наука может проявить себя в тех компетенциях, в которых она была традиционно сильна. И тем самым обеспечить часть потребности российской промышленности в отечественных научно-прикладных разработках.

Подъем с глубины

К 2020 году не менее пяти российский университетов — участников программы должны войти в первую сотню научно-образовательных центров по версии трех глобальных рейтингов — QS, THE, и ARWU. Таков ожидаемый формальный итог проекта «5–100». Первые два рейтинга англосаксонские и традиционно отдают предпочтение легендарным университетам с долгой историей. Шанхайский рейтинг настроен на выделение университетов с быстрыми победами, технологическими прорывами. Поэтому абсолютное лидерство в этих рейтингах занимают вузы из США, такие как Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт (MIT), и британские вузы, прежде всего Кембридж и Оксфорд.

Российским университетам, традиционно ориентированным на работу внутри страны и специализировавшихся в основном на образовании, а не на науке, на старте рейтинговой гонки в 2013 году рассчитывать была практически не на что. Однако это их не смутило. «Чрезвычайно трудно конкурировать с мировыми лидерами, которые сами интенсивно развиваются, и при этом располагать на один-два порядка меньшими, чем у них, финансовыми ресурсами. Тем более если они сейчас во многом определяют основные правила игры. Это как забег, в котором одни выступали бы в кроссовках Nike, а другие — в мешках. Однако проект “5–100” нацеле

Что такое проект «5–100»

Проект «5–100» — государственная программа отбора и повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Начата в 2013 году, рассчитана на семь лет. Реализуется под эгидой Министерства образования и науки РФ.

Изначально конкурсная комиссия отобрала для участия в проекте 15 ВУЗов: ВШЭ, ДВФУ, КФУ, МФТИ, МИСиС, МИФИ, ННГУ, НГУ, СГАУ (сейчас — Самарский университет), ЛЭТИ, СПбПУ, ТГУ, ТПУ, Университет ИТМО, УрФУ. В октябре 2015 года в программу были включены еще шесть: РУДН, Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Балтийский и Сибирский федеральные университеты, Тюменский и Южно-Уральский госуниверситеты.

Объем субсидии из федерального бюджета на повышение их конкурентоспособности в 2016/17 учебном году составил 11 млрд рублей. На следующий учебный год будет выделено 10,3 млрд рублей.

Управляющим органом проекта является международный Совет по повышению конкурентоспособности во главе с вице-премьером Ольгой Голодец. Главным результатом проекта должно стать появление в России в 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения. Не менее пяти из них к этому времени должны войти в топ-100 глобальных рейтингов QS, THE, ARWU.

Сетевая революция

Ведущие российские университеты успели поймать один из ведущих мировых трендов и активно включились в процесс сетевого образования, считает Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, председатель совета ассоциации «Глобальные университеты».

 

— Мы сегодня находимся, наверное, в процессе революции образования, которая подобна революции Гутенберга, связанной с печатной книгой. В 2012 году образованы крупнейшие ассоциации вузов — это Coursera и edX, и сегодня около 30 миллионов человек являются слушателями их онлайн-курсов. Из них только половина — действующие студенты, а другая половина — люди, уже имеющие высшее образование. То есть онлайн-курсы становятся основной формой непрерывного образования в мире. По расчетам экспертов, где-то к 2020 году количество слушателей международных онлайн-платформ вырастет до 100 миллионов человек. Если учесть, что в мире насчитывается всего 150 миллионов студентов, то к 2025 году практически каждый студент, наверное, будет участвовать в онлайн-образовании.

Это не значит, что реальное преподавание, контакт на семинаре, контакт на лекциях куда-то уйдут. Ведь когда люди начали читать книги, они не перестали общаться с учителями. Но это означает, что мы находимся в ситуации действительно глобальной конкуренции, перешедшей границы стран, и у нас будут «вымываться» слабые образовательные программы и слабые вузы.

В этой ситуации очень важно, что и мы смогли вовремя организовать Национальную ассоциацию открытого образования. Сейчас слушателями наших онлайн-курсов уже являются около миллиона человек. И если мы посмотрим на результаты работы в этом направлении «Вышки», Физтеха, ИТМО, то у нас уже сейчас почти 150 тысяч слушателей в Соединенных Штатах Америки, около 100 тысяч слушателей в Евросоюзе и 50 тысяч слушателей на Украине. Это такая новая «мягкая сила», которая кровно связана с новыми возможностями, с тем, что мы вовремя вскочили в этот поезд и не только организовали свои онлайн-курсы, но и активно участвуем в Coursera, и в edX.