Только что принятые и обсуждаемые законодательные новации в регулировании банков и небанковских финансовых институтов комментирует глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

В конце апреля Госдума единогласно приняла в третьем чтении поправки в банковское законодательство, закрепляющие принципы так называемого пропорционального регулирования. Речь идет о разделении массива коммерческих банков на два этажа, или эшелона. Первый — банки с универсальной лицензией, капитал которых должен составлять не менее 1 млрд рублей и которые сохраняют имеющийся функционал, равно как и надзорные требования. Второй — банки с базовой лицензией (минимальная планка по капиталу — 300 млн рублей, но не выше 3 млрд рублей) с упрощенным режимом регулирования (уменьшен перечень обязательных нормативов) и некоторым ограничением видов операций.

Инициатор новации — Банк России, впервые сформулировавший свои предложения по пропорциональному регулированию в июле 2016 года. За прошедшие месяцы конфигурация реформы претерпела серьезные изменения. По результатам активной дискуссии, развернутой федеральными банковскими ассоциациями, режим работы второго эшелона системы коммерческих банков подвергся существенным изменениям. В частности, из поправок были целиком изъяты какие бы то ни было ограничения на географический ареал работы банков с базовой лицензией, а сам термин «региональный банк» в их отношении отклонен.

Предусмотрена возможность банков с базовой лицензией работать с государственными, унитарными, муниципальными предприятиями, а также с ценными бумагами первого котировального списка.

Речь идет почти о двухстах банках, разбросанных по территории всей страны. И пусть их активы насчитывают порядка полутора процентов совокупных, сохранение таких банков как вида чрезвычайно важно. Независимые небольшие локальные банки обязательно должны жить и работать. Они владеют уникальной экспертизой местных клиентов. Как правило, обладают хорошим локальным GR-потенциалом. Гибки и оперативны в работе. Как сетевые супермаркеты не способны повторить уникальное предложение продуктового магазинчика «у дома», так количество и качество предложения финансовых услуг заметно проседает в регионах, не сумевших сохранить независимые локальные банки.

Насколько удалось учесть в законопроекте специфику и интересы небольших банков? Не пострадают ли они от оттока клиентов? С этого вопроса мы начали беседу с Анатолием Аксаковым, председателем комитета Госдумы по финансовому рынку, президентом Ассоциации региональных банков «Россия».

— Я вам так скажу: если бы мы не приняли этот закон, для очень многих кредитных организаций второго эшелона смерть была бы неминуема. Разное регулирование в отношении крупных и малых банков — абсолютно здравая идея, реформа давно назрела. Это снизит регулятивную нагрузку на небольшие банки и позволит им нормально работать в своей нише, прежде всего обслуживать компании малого и среднего бизнеса в регионах.

— Тем не менее многие потенциальные кандидаты на получение базовой лицензии приняли предложение ЦБ о переходе к пропорциональному регулированию в штыки. Ведь наряду с облегчением регулирования предполагалось их существенное поражение в правах.

— Мн

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (1028) 1 мая 2017
    Праздника хочется
    Содержание:
    Промежуточный финиш: итоги

    В первом туре президентских выборов французы испугались будущего, отдав наибольшее число голосов Эммануэлю Макрону. Избиратели не осознали ни пустоту этого персонажа, ни чрезвычайную реакционность его социального проекта

    Реклама