«Ключевая проблема — макроэкономика»

Экономика и финансы
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Только что принятые и обсуждаемые законодательные новации в регулировании банков и небанковских финансовых институтов комментирует глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков
«Ключевая проблема — макроэкономика»

В конце апреля Госдума единогласно приняла в третьем чтении поправки в банковское законодательство, закрепляющие принципы так называемого пропорционального регулирования. Речь идет о разделении массива коммерческих банков на два этажа, или эшелона. Первый — банки с универсальной лицензией, капитал которых должен составлять не менее 1 млрд рублей и которые сохраняют имеющийся функционал, равно как и надзорные требования. Второй — банки с базовой лицензией (минимальная планка по капиталу — 300 млн рублей, но не выше 3 млрд рублей) с упрощенным режимом регулирования (уменьшен перечень обязательных нормативов) и некоторым ограничением видов операций.

Инициатор новации — Банк России, впервые сформулировавший свои предложения по пропорциональному регулированию в июле 2016 года. За прошедшие месяцы конфигурация реформы претерпела серьезные изменения. По результатам активной дискуссии, развернутой федеральными банковскими ассоциациями, режим работы второго эшелона системы коммерческих банков подвергся существенным изменениям. В частности, из поправок были целиком изъяты какие бы то ни было ограничения на географический ареал работы банков с базовой лицензией, а сам термин «региональный банк» в их отношении отклонен.

Предусмотрена возможность банков с базовой лицензией работать с государственными, унитарными, муниципальными предприятиями, а также с ценными бумагами первого котировального списка.

Речь идет почти о двухстах банках, разбросанных по территории всей страны. И пусть их активы насчитывают порядка полутора процентов совокупных, сохранение таких банков как вида чрезвычайно важно. Независимые небольшие локальные банки обязательно должны жить и работать. Они владеют уникальной экспертизой местных клиентов. Как правило, обладают хорошим локальным GR-потенциалом. Гибки и оперативны в работе. Как сетевые супермаркеты не способны повторить уникальное предложение продуктового магазинчика «у дома», так количество и качество предложения финансовых услуг заметно проседает в регионах, не сумевших сохранить независимые локальные банки.

Насколько удалось учесть в законопроекте специфику и интересы небольших банков? Не пострадают ли они от оттока клиентов? С этого вопроса мы начали беседу с Анатолием Аксаковым, председателем комитета Госдумы по финансовому рынку, президентом Ассоциации региональных банков «Россия».

— Я вам так скажу: если бы мы не приняли этот закон, для очень многих кредитных организаций второго эшелона смерть была бы неминуема. Разное регулирование в отношении крупных и малых банков — абсолютно здравая идея, реформа давно назрела. Это снизит регулятивную нагрузку на небольшие банки и позволит им нормально работать в своей нише, прежде всего обслуживать компании малого и среднего бизнеса в регионах.

— Тем не менее многие потенциальные кандидаты на получение базовой лицензии приняли предложение ЦБ о переходе к пропорциональному регулированию в штыки. Ведь наряду с облегчением регулирования предполагалось их существенное поражение в правах.

— Мн

Санация банка без защищенного плана — прямой путь к расхищению средств

Большинство клиентов банков второго эшелона смену лицензии даже не почувствуют. А банку в регулятивном плане дышать будет гораздо легче